08:3415 сентября 200908:34
6просмотров
08:3415 сентября 2009
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила на законодательном уровне предоставить властям российских регионов право создавать собственные особые экономические зоны (ОЭЗ), в которых будут действовать таможенные и налоговые льготы. "Такой опыт есть в Китае, где наряду с крупными зонами центрального уровня развиты региональные зоны", — объяснила министр.
Смысл такого предложения понять несложно: в эпоху кризиса
федеральный бюджет и так отдает все, что нажито непосильным трудом. И власти
того или иного региона, что уж там, могли бы и сами постараться ради пополнения
собственной казны. К примеру, создать особую экономическую зону и привлечь в нее
резидентов–инвесторов.
В Китае действительно начиная с 1980 года, было
создано пять особых экономических районов, которые и можно охарактеризовать
как "крупные зоны центрального уровня". А после 1991 года решениями Госсовета
КНР статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов, и
административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов.
В крупных и средних городах страны было создано 13
беспошлинных зон, 32 зоны технико–экономического освоения и 52 — освоения новых
и высоких технологий государственного значения. Все эти зоны появились в
результате реализации огромной строительной программы, связанной с
необходимостью создания практически на голом месте современной инфраструктуры
(жилье, дороги, связь, офисы и т. д.).
При этом на 80% затраты этого рода легли на китайскую
сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули
производственную деятельность.
Читайте также:
Люди одной крови: Путин и Медведев
В России сейчас насчитывается 17 ОЭЗ, и все они создавались
при активной поддержке федеральных властей. Появились они не посреди степей, а в
основном при крупных городах. То есть нельзя с уверенностью утверждать, что у
регионов есть опыт создания ОЭЗ с ноля, за свой счет, да еще и в чистом поле.
А попытка создать в 1990–х гг. экономическую зону там, где
не было необходимой для этого инфраструктуры — в Ингушетии, обернулась провалом.
Каким образом будет строиться работа на этот раз, власти пока не
конкретизировали. Главное, чтобы в итоге особые экономические зоны не стали
подобием зон игровых.
Где зоны есть, а игры нет. И налогов тоже.