Алкоголь до и после 9 вечера

Вчера депутаты петербургского Законодательно собрания с чувством глубокого внутреннего удовлетворения решительно и твердо обсуждали меры по поддержке всенародной борьбы, намеченной по просьбам трудящихся президентом Дмитрием Медведевым и направленной на бескомпромиссную борьбу с пьянством и алкоголизмом в РФ.

Петербургские законодатели предложили запретить торговать крепким алкоголем до 9 утра и после 9 вечера. Строго говоря, ничего нового они не придумали, а поступили как эпигоны предыдущих борцов с пьянством, даже, видимо, не изучив вековой опыт исторической России в этой борьбе.
Самым решительным ударом по борьбе с алкогольной заразой был сухой закон, введенный Николаем II. Но императора свергли, и борьба заглохла: новой власти нужны были деньги на постройку коммунистического завтра.
Иначе боролся с алкоголизацией товарищ Сталин. Этот пытался народ от зелья отвлекать пряниками (культпросветработой, спортом, синематографом) и кнутом — карательными мерами.
Последним из лидеров, прославившихся борьбой с пьянством и алкоголизмом, был Михаил Горбачев. Кто не помнит, что винно–водочный ассортимент в середине 1980–х отпускали лишь с 14:00 до 19:00, а также вырубку виноградников, расцвет самогоноварения и таксистский ночной бизнес.
За все время борьбы с пьянством потребление алкоголя в России, как известно, неизменно возрастало: в 1900 году выпивалось в среднем 3,14 литра чистого алкоголя на человека, а ровно через 100 лет — уже 18. Понятно, что иначе как смертельной для страны ситуацию, сложившуюся с алкоголизацией, не назвать.
Для исторической Руси немыслимой, например, была сама мысль о пьянстве детей, о гимназистках, лакающих пиво во дворах. О незамужних девушках, шатающихся по улицам в состоянии среднего или сильного алкогольного опьянения. В нынешних условиях это обычные бытовые картинки.
Ясно, в борьбе с такими безобразиями хороши любые меры, но если запреты и ограничения многократно доказали свою неэффективность, то стоит ли о них вспоминать вновь? Первое, что приходит в голову, — государственная монополия на производство спирта и водки.
Но является ли самое очевидное решение самым верным? Вопрос о борьбе с алкоголизмом не так прост.
Для некоторых он может оказаться борьбой пчел против меда.