Кредит "Премьера": шесть процентов

"И вообще я рассчитываю, что в ближайшие годы ставки по кредитам будут не выше 6%. Да, Герман?" — сказал в Сочи улыбающийся премьер–министр Владимир Путин главе Сбербанка Герману Грефу. Такая конструкция фразы сразу поставила премьера в один ряд со знаменитым Катоном–старшим, который любил поговаривать: "И вообще я считаю, что Карфаген должен быть разрушен".

Нельзя без зависти наблюдать за цифровыми рядами в мире Владимира Путина. И жилье у него должно стоить не дороже 30 тыс. рублей за метр. И наценка 120% на мясо в магазине для него ненормальна. Теперь вот и ставкам по кредитам досталось.
Вообще–то сам факт, что глава правительства начинает диктовать цифры ставок, наценок, цен, возвращает вдумчивого наблюдателя во времена СССР. Подобная манера общения с крупными руководителями народного хозяйства, например, была у Иосифа Виссарионовича Сталина.
Легко представить, как, бывало, соберет он их на совещание и говорит: "Обязуетесь ли вы, товарищи, через год решить в СССР жилищный вопрос? Чтоб каждый советский человек мог жить в собственной квартире или доме?" Товарищи, естественно, тут же обязывались.
Но товарищ Сталин словесным обязательствам не верил. Раздавал каждому министру по листочку и велел писать расписки: "Мол, я, ФИО, обязуюсь сделать то–то и то–то. Дата и подпись". Товарищ Сталин эти расписочки собирал и клал в сейф. А через год доставал и проверял: сделал ли дело, решил ли вопрос обязавшийся коллега или нет. Выводы, которые мог сделать по отношению к обманувшему его товарищу товарищ Сталин, были серьезными.
Раздавал ли в Сочи Владимир Путин листочки, чтобы кое–кто в них обязался опустить ставки по кредитам до 6%, неизвест­но. Но если задуматься — от этого ровно ничего не зависит, потому что цену денег определяет отнюдь не конкретный чиновник или конкретный банкир, пусть даже самый главный в стране.
Цену денег определяет рынок, создание условий для нормального существования которого как раз и является одной из основных задач любого правительства. А значит, кредит под 6% — следствие, но отнюдь не причина того, что паровоз экономики движется по верному пути.
Если не обратить на этот факт внимания, то можно просто–напросто перепутать паровоз с вагонами.