Мзду берут за троих

Вчера начальник оперативно–розыскного бюро №3 Департамента экономической безопасности МВД генерал–майор милиции Александр Назаров сообщил, что средняя сумма крупной взятки чиновникам в Российской Федерации, если анализировать факты, расследованные с начала года, составляет более 927 тыс. рублей.

Отметим, что ОРБ №3 занимается лишь наиболее крупными случаями продажности государственных мужей.
Итак, по подсчетам милиционеров, сумма взятки выросла втрое. Генерал объяснил рост цен на чиновничью благосклонность страхом.
"Чиновники становятся более осмотрительными и опасаются рисковать по мелочам", — сказал Назаров. Он также отметил, что средняя сумма взятки в целом по стране растет и составляет сейчас около 27 тыс. рублей.
Генеральский доклад наводит на разные размышления. Конечно, хочется понять, откуда такая точность — 927, а не 926 или 928 тыс. рублей? Как считали, какова величина выборки и насколько она ре­презентативна?
По мнению милиционера, именно МВД нагнало страху на чиновников всех мастей. С учетом того, что глава МВД РФ Рашид Нургалиев 22 августа дал месяц на принятие неотложных мер по искоренению коррупции в самом МВД (где тоже трудятся, по сути, чиновники), логическая схема выстраивается весьма примечательная. С одной стороны, то, что чиновники стали бояться и берут за совершение преступления сразу и много, это хорошо.
Ведь все остальное время они могут не работать совсем, чтобы не рисковать. На жизнь–то хватит. А неработающий преступник все–таки полезнее работающего, ибо буддистская мысль, что недеяние приносит меньше вреда, чем деяние, вполне относится и к этим страдающим существам. С другой стороны, все не так радужно.
Конечно, чиновник, совершающий преступления лишь задорого, не так вреден, как смело демпингующий, хотя бы потому, что большие взятки дают редко, а за маленькие деньги он против совести не пойдет.
Но от того все равно не легче. Просто ухудшение положения небогатых, не имеющих денег на крупные взятки людей будет продолжаться дольше.
Вообще–то, почти 1 млн рублей за пустяковые преступления не платят. Круг способных решить свои проблемы взяткой сужается. Остается понять, насколько велика на рынке мздоимства эластичность спроса.