14:4127 сентября 200914:41
25просмотров
14:4127 сентября 2009
Кризис заставил ритейлеров сократить набор сотрудников более чем вдвое по сравнению с 2008 годом. Зарплаты упали на 20−30%. В списках на увольнение по-прежнему значатся менеджеры и hr-специалисты, передает Infox.ru.
В 2008 году на ритейл приходилось 15% от всего набора
персонала в стране, в 2009 году (по состоянию на осень) доля сократилась до 6%.
Кризис изменил розничную торговлю, делают вывод аналитики "Империи кадров".
Поменялись структура потребительской корзины, средний чек, условия аренды и
кредитования. Часть участников рынка вышла из бизнеса. На 20−30% упали доходы
сотрудников по сравнению с предыдущим годом. Компании сократили 15−20% линейного
персонала. Активность соискателей в этой сфере выросла в 4,2 раза.
Наиболее сильное (более чем на 20%) падение средних зарплат
отмечено на таких позициях, как: директор по развитию – со 150 тыс. рублей до
100 тыс. рублей, директор по маркетингу – со 120 тыс. рублей до 90 тыс. рублей,
директор магазина – с 90 тыс. рублей до 70 тыс. рублей, менеджер по логистике –
с 45 тыс. рублей до 35 тыс. рублей. На прочих должностях зарплаты снизились
меньше, а у категорийных менеджеров и мерчендайзеров они остались на прежнем
уровне – 70 и 18 тыс. рублей соответственно.
Работодатели в сфере розничной торговли пока не намерены
сокращать линейный персонал – сохранять его в полном объеме планируют 68%
компаний. Достаточно уверенно могут себя чувствовать представители
категорийного, продакт— и бренд-менеджмента – их не собираются сокращать 62%
компаний, а также работники отделов закупок и ассортимента (57%). Не увольнять
hr-менеджеров готовы всего 3% опрошенных. В число аутсайдеров попал
административный персонал – 8%, а также специалисты финансового сектора и
бухгалтерии – 18%.
Алена Седленек, управляющий директор кадрового агентства
"Триза Exclusive", также отмечает, что подбор персонала в ритейле сократился и
"изменился фокус запроса".
"Вакансий в крупных розничных сетях мало, — говорит эксперт.
— В случае возникновения свободных мест работодатели розничных сетей приглашают
на работу опытнейших специалистов, способных выполнять многофункциональные
задачи, брать на себя ответственность".
По ее словам, в отрасли по-прежнему нужны стратегические
фигуры для развития и оптимизации деятельности компании. К ним относятся:
руководители направления закупок, управляющие директора – как для общего
управления существующей розничной сетью, так и для открытия новых торговых
точек, выхода в регионы.
"При этом целевая для работодателя аудитория неохотно идет
на снижение компенсационных пакетов, которые упали на 25−40%, — говорит Алена
Седленек. – Постоянная фиксированная часть оклада по сравнению с докризисным
периодом уменьшилась в среднем на 30%. Причины очевидны — сокращенный бюджет,
снижение рисков".
Руководитель департамента по подбору персонала в
индустриальном секторе кадрового агентства Staffline Наталья Ковальчук отмечает,
что ритейл пострадал в основном в небольших городах в регионах России.
"В милионниках снижение подбора персонала розничных сетей и
уровня их зарплат не такое значительное, как в целом по стране. В городах
поменьше ощутили кризис гораздо сильнее, — объясняет она. – Но падение в ритейле
в любом случае не так сильно, как, например, в производственном секторе или в
сфере продаж промышленного оборудования".
Директор кадровой компании "ЭСТ-Консалтинг" Людмила Антонова
говорит о снижении зарплат топ-менеджеров в ритейле на 10−15%.
"Но сейчас они начинают восстанавливаться, — добавляет она.
– Кроме того, вновь появляется спрос на обучение продавцов и других
сотрудников".
Позитивные тенденции отмечают и другие эксперты. В апреле
2009 года, когда началось постепенное оживление рынка по всем отраслям,
розничные сети стали заказывать массовый подбор персонала, чего не было в
предыдущие месяцы. Генеральный директор кадрового агентства Generalist Оксана
Калугина говорит, что "се коллеги зафиксировали рост количества заказов на
персонал"