С 1 сентября в России действует Административный регламент работы сотрудников ГИБДД, который должен был привести автоинспекторов "в чувство". На деле получилось не все.
Документ запрещает некоторые из действий сотрудников ГИБДД,
ставшие уже привычными.
Однако практика работы документа в течение месяца
показывает, что никаких изменений в общении инспекторов и водителей пока не
произошло. Так, ни одному из опрошенных "ДП" юристов, которые консультируют
автовладельцев по конфликтным ситуациям с ГИБДД, еще не поступало жалоб на
действия гаишников.
"Прошло еще очень мало времени, чтобы что–то реально
изменилось, — считает Юрий Чистов, юрист компании "Правовой сервис". — Думаю,
документ еще не вполне осознали сами инспекторы, не говоря о водителях".
Регламент представляет собой перечень правил общения
сотрудников ГИБДД и водителей. Если раньше эти правила были разбросаны по разным
нормативным актам и, как правило, не были известны автовладельцам, то теперь
знакомство с ними существенно упростилось.
Читайте также:
Поправки в ПДД: больше возможностей штрафовать
Поверхностное знакомство с правилами не может не
радовать.
Оказывается, "одиноко стоящий инспектор" не может
останавливать машину; остановка возможна только рядом с постом ДПС.
Если инспектор намерен задержать водителя, который
подозревается в совершении правонарушени
я, он должен составить протокол на
месте. Освидетельствование на наличие алкогольного опьянения можно проводить
только в присутствии двух понятых. Как водитель, так и автоинспектор имеют право
вести аудио– и видеозапись разговора. Правда, как ее "пришивать" к протоколу,
непонятно.
"Я не думаю, что новый регламент как–то облегчит жизнь
водителей, потому что он на это совершенно не нацелен, — говорит Виталий
Новиков, генеральный директор Sollers Петербург. — Да, нельзя останавливать
водителя вне поста ДПС, но есть оговорка — без ориентировки. Создать ее на ходу
можно без проблем — "в розыске белая машина".
Скептичен и Аркадий Крамарев, глава комиссии
Законодательного собрания Петербурга по законности и правопорядку: "Составление
протокола, вызов понятых и т.д. отнимают еще больше времени, чем решение на
месте. Больше будет необходимость применять незаконные меры, то есть давать
взятки", — уверен он.
Что изменилось в работе инспекторов ГИБДД с появлением
регламента:
1. Водитель имеет право игнорировать требование сотрудника
ГИБДД остановиться, если инспектор находится вне поста ДПС.
2. Водитель может отказать инспектору в проведении досмотра,
если у инспектора отсутствует ориентировка на машину.
3. В случае задержания транспортного средства вне
населенного пункта лицу должно быть оказано содействие в проезде до ближайшего
населенного пункта.
4. Не допускается останавливать транспортные средства на
участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда
такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения
реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников
дорожного движения.
5. Если у водителя есть сомнения в правомерности действий
инспектора, водитель имеет право позвонить по номеру, который ему обязан дать
инспектор. По телефону водитель может проконсультироваться у начальства
инспектора или поговорить с дежурным. Время беседы не должно превышать 5
минут.
6. На любое требование, обращенное к водителю, куда–либо
проследовать инспектор обязан составить протокол. Если протокол не предъявлен,
водитель может не выполнять требование.
7. Регламент обязывает: если водитель успел вернуться к
эвакуироваемому автомобилю до того, как эвакуатор начал движение, автомобиль ему
должны вернуть. Фактически это приказ инспектору находиться на месте, пока
эвакуатор не начал движение, и при появлении водителя вернуть ему автомобиль
немедленно.