"Феррари" у меня стоит 105 рублей, а BMW Х5 — 14", — говорит Михаил Захаренков. Михаил не торгует машинами по демпинговым ценам. Его автомобили существуют только в Интернете, где пользователи социальной сети "Вконтакте" соревнуются в "Гонках на клавиатуре". Несерьезные с виду забавы приносят 27–летнему программисту до 500 тыс. рублей в месяц.
У Михаила четыре сервиса. Два из них выстрелили. Ту самую
игру "Гонки на клавиатурах" Захаренков разработал за полтора дня — в субботу
днем начал, а в воскресенье уже выложил в социальную сеть.
Для соревнований в "Гонках" собираются незнакомые друг другу
клиенты "Вконтакте": кто быстрее напечатает отрывок текста, та машина и придет
первой. Участие бесплатное, доплатить нужно только за машинку. Игру, или, как
выражаются программисты, приложение, установили на свою страницу 800 тыс.
человек, каждый день проходит около 80 тыс. соревновательных заездов.
Таких игр и прочих платных сервисов "Вконтакте" уже более
600, и созданием их занимаются отнюдь не штатные сотрудники социальной
сети, а вольные программисты и инвесторы "Вконтакте". С каждым днем таких
желающих становится все больше и больше.
Сервисная и игровая лихорадка "Вконтакте" грянула после
того, как создатель сети Павел Дуров выстроил платформу, позволяющую
зарабатывать всем желающим. В итоге получается взаимовыгодный обмен: сеть
получает качественный контент — интересные игры и полезные сервисы, которые
удерживают пользователей на интернет–страничке, а разработчик или инвестор —
около половины заработанных приложениями денег.
Читайте также:
"Счастливым фермером" может стать каждый
Расчеты производятся
посредством внутренней валюты
— голосами пользователей "Вконтакте". С их помощью люди повышают
рейтинг, покупают виртуальные подарки, оплачивают услуги и сервисы в
приложениях.
Например, главный хит сети — игра "Счастливый фермер"
продает удобрения для повышения урожайности, собак, которые охраняют
участок от воров, и т. д.
Михаил Федоров, в прошлом разработчик игр для международной
социальной сети Facebook, а сейчас независимый инвестор, вложивший в создание
нескольких игр для "Вконтакте", считает, что российские интернет–пользователи
уже готовы платить за виртуальные товары и услуги, потому что сильно вовлечены в
игровой процесс. Наиболее распространенной формой расчета стали микроплатежи
через sms.
Стоимость одного голоса "Вконтакте" составляет от 7 до 10
рублей (в зависимости от способа оплаты)
. Владельцам приложений руководство сети предоставило возможность
обменивать голоса на живые деньги. За один голос социальная сеть заплатит 3,2
рубля.
Это и есть чистая прибыль инвестора. Чем больше голосов
заплатят ему пользователи, тем больше денег он получит.
Известно, что приложения, входящие в топ–20, зарабатывают от
500 тыс. до 10 млн рублей в месяц. В итоге рентабельность бизнеса превышает
1000%. Администрация сети предлагает несколько способов заработка. Первый и
самый простой — размещение рекламных объявлений.
По словам Павла Дурова, популярное приложение может за пару
недель принести тысячи голосов, заработанных только на рекламных переходах.
Однако наиболее прибыльным считаются именно платные
сервисы.
Начальные инвестиции невелики. Например, карточная игра,
рабочий прототип которой можно "собрать" за пару дней, будет стоить 100–120 тыс.
рублей. Игры с хорошим дизайном стоят до 500 тыс. рублей. Масштабные проекты —
игры, в которые могут играть много игроков, а также так называемые виртуальные
миры обойдутся в 1–1,5 млн рублей.
Инвесторы, как правило, используют две схемы работы с
командами программистов. Первая предполагает выкуп готового приложения у
разработчиков. Их работа оплачивается по договору (она может быть привязана к
финансовым успехам приложения).
Вторая схема — это заказ приложения "под ключ" по замыслу и
дизайну инвестора. Выйти на разработчиков просто — достаточно проанализировать
список популярных игр, который доступен по ссылке "приложения" на главной
странице "Вконтакте".
Первый риск, к которому должен быть готов владелец игры или
сервиса, — не получить одобрение администрации сети. Среди возможных причин
отказа — дублирование функций других приложений или нарушение правил
vkontakte.ru. Но и одобренное приложение начинает зарабатывать первые деньги,
только когда наберет необходимое число пользователей (от 500 тыс.).
"Приложения для социальных сетей — специфический бизнес. Не
зная его особенностей, можно не получить финансовых дивидендов. Надо быть
готовым к тому, что финансовые вложения после запуска приложения только
начинаются. Расходы не ограничиваются разработкой. Туда следует добавить покупку
или аренду серверов, маркетинг, поддержку пользователей, расширение возможностей
приложения, администрирование и т. д. и т. п.", — предупреждает о рисках Михаил
Федоров.
Но ни инвесторов, ни разработчиков это не останавливает.
Заработав на "Гонках на клавиатуре", Михаил Захаренков отодвинул на второй план
прошлые занятия — автоматизацию бизнес–процессов и бухгалтерских систем. "Я
поменял приоритеты, теперь каждый день по 12–14 часов провожу в работе над
приложениями для "Вконтакте". Теперь моя цель — увеличить оборот в десятки раз,
занять большую долю рынка", — говорит Михаил.