09:5216 октября 200909:52
43просмотров
09:5216 октября 2009
Великий хореограф Джон Ноймайер привез в Петербург свой Гамбург–Балет. В рамках фестиваля "Дягилев. Постскриптум" в Александринском театре были представлены балеты "Вацлав", Le Sacre и "Павильон Армиды".
Зрители особенно ждали последнюю работу хореографа. Премьера
"Павильона" состоялась этим летом, и вне стен Гамбургской государственной оперы
постановку еще никто не видел. Закончится же фестиваль большим гала–концертом в
понедельник.
Эпитеты
Эпитеты
Обычный газетный язык, избитый и затертый повторами,
отказывается производить эпитеты, которые описывали бы личность и творчество
Ноймайера. Знаменитый? Да, действительно, без него невозможно представить себе
современный балет.
За 30 лет работы с гамбургской труппой хореограф создал
больше сотни разнообразных и поразительно живых работ.
Его идеями, его хореографией пользуются многие, часто
забывая указать подлинное авторство того или иного куска (это относится и к
некоторым российским крупным, а вернее крупно распиаренным хореографам). Но
можно ли назвать знаменитым живого классика?
Ноймайер — современный? Да, конечно, и такой же актуальный,
как мировая война или конец света. Разве сегодня не актуален балет "Весна
священная" на музыку Игоря Стравинского, в котором великий композитор
предчувствовал всемирную бойню 1914–1918 годов?
Творение вызвало скандал в Париже 1913 года. Казалось бы,
теперешнюю публику уже ничем не удивишь, но минималистская интерпретация
Ноймайером эпического произведения о бесчеловечности вызывает шок. Наверное,
своей человечностью. Мало кому из творцов, живущих в наше скудное на сочувствие
время, удалось бы так точно, тонко и остро передать эмоциональную реальность, в
каждый свой момент чреватую холокостом.
Балет — сочетание музыки, моментально действующей на наше
восприятие, и сценического движения, которое нуждается в своеобразном мысленном
переводе и потому сразу же от музыки отстает.
Поэтому крайне амбициозной кажется задача балета "Вацлав" до минимума сократить дистанцию между звуком и изображением. Замысел такого спонтанного соединения принадлежит великому Нижинскому, в честь которого и назван балет.
Поэтому крайне амбициозной кажется задача балета "Вацлав" до минимума сократить дистанцию между звуком и изображением. Замысел такого спонтанного соединения принадлежит великому Нижинскому, в честь которого и назван балет.
Посвящением Вацлаву Нижинскому является и "Павильон Армиды"
— история "божьего клоуна", который живет в мире воспоминаний и грез. Невозможно
забыть горящий взгляд Отто Бубеничека, который выходит к нам, зрителям, пронзив
несколько параллельных миров.
Момент живого искусства длится вечно: демиург Ноймайер
полностью погружает тебя то в одну реальность, то в другую, чтобы вытащить потом
на берег неумолимой, но, кажется, ласковой рукой.
Мог ли он оставить вас там, на той стороне? Запросто — как
Дягилев в свое время оставил Нижинского.