Российский автопром узнал дату своей "гибели" — 1 июля 2010 года. Именно в этот день вступит в силу Таможенный кодекс России, Белоруссии и Казахстана. Для россиян это означает одно — растаможивать ввозимые иномарки можно будет по ставкам, порой в десятки раз меньше существующих.
На следующей неделе, 27 ноября, главы России, Белоруссии и
Казахстана должны подписать единый Таможенный кодекс. Из–за него Петербург может
уступить статус автостолицы России.
В подготовленных на подпись президентам документах говорится
о том, что 1 июля 2010 года вступит в силу согласованный вариант Таможенного
кодекса.
Если этот документ заработает, то таможенная граница между
странами станет прозрачной: контроль перенесут на внешние границы союза
государств, будет отменена процедура временного ввоза транспортных средств. При
этом таможенные пошлины на машины для юрлиц станут одинаковыми, т.е.
приравненными к российскому уровню.
У обычных граждан же появится способ сэкономить: для них
таможенные пошлины унифицировать
не будут, то есть можно будет ввезти
автомобиль, растаможив его по установленным в Белоруссии ставкам. Сейчас ставки
таможенных пошлин на автомобили в Белоруссии минимум втрое, а то и в 10 раз
меньше, чем в России.Читайте также:
Российский автопром победил
Для сравнения:
Mazda 3, 1,6 л, 2008 г. — пошлина в России минимум 3600 евро, в Белоруссии — 1120 евро.
BMW X5, 3,0 л, 2003 г. — пошлина в России — 12000 евро, в Белоруссии — 1800 евро.
Audi A4, 2,0 л, 2001 — пошлина в России —9600 евро, в Белоруссии —800 евро.
Данные: холдинг "Атлант М"
Mazda 3, 1,6 л, 2008 г. — пошлина в России минимум 3600 евро, в Белоруссии — 1120 евро.
BMW X5, 3,0 л, 2003 г. — пошлина в России — 12000 евро, в Белоруссии — 1800 евро.
Audi A4, 2,0 л, 2001 — пошлина в России —9600 евро, в Белоруссии —800 евро.
Данные: холдинг "Атлант М"
Российская Федеральная антимонопольная служба
(ФАС) и
автодилеры начали бить тревогу в прошлую пятницу на экспертном совете по
машиностроению. Его участники заявили, что намерены обратиться с письмом к
правительству РФ с просьбой принять срочные меры.
Они опасаются, что возродится импорт подержанных машин,
упавший на 95% в 2009 году из–за введения заградительных пошлин. То есть исчез
целый рынок объемом около $3,5 млрд в год, эти деньги с удовольствием освоили
российские производители и официальные дилеры. Теперь им необходимо приложить
усилия, чтобы не потерять завоеванное.
"Речь о том, чтобы сейчас в принципе прикрыть возможности
для серых схем, а не подсчитывать потом убытки", — объясняет причины тревоги
директор по стратегическому развитию холдинга "Атлант–М" Алексей Терещенко.
Повод для беспокойства автоимпортерам и дилерам дал на днях
и вице–премьер Игорь Шувалов. Чиновник неожиданно высказался о "неправильности"
заградительных пошлин и пообещал подумать об их отмене. Возможно, это был сигнал
российским производителям и сборщикам о том, что именно к моменту запуска
прозрачной таможенной границы с Белоруссией время преференций для них
закончится.
До сих пор 70% новых иномарок (более 1,5 млн штук в прошлом
году) доставлялось в Россию из Финляндии через Петербург.
Привозили машины и морским путем через автомобильные
терминалы: четыре открытых недавно петербургских и один усть–лужский. На
строительство этих комплексов ушло около 3 млрд рублей, в том числе и из
федерального бюджета.
При введении согласованного Таможенного кодекса единственным
аргументом в пользу сохранения дистрибьюторами финских схем импорта станут
налаженные логистические цепочки. Правда, разница в пошлинах позволит быстро
наладить не менее надежную логистику в ближайшем к трассе Минск — Москва регионе
— Смоленской области.
Автодилеры с недоверием относятся к появлению таможенной
лазейки.
"Если это произойдет, наш авторынок может встать с ног на
голову", — говорит глава представительства "Соллерс" в Петербурге
Виталий Новиков. Но он уже готов в шутку пофантазировать, как лично сможет
использовать новые возможности: "Купил бы себе в США 6–литровый Chevrolet
Suburban за $42 тыс., а жене — новый Audi Q5 за $37 тыс., а не за 2,1 млн
рублей, как предлагают у нас".
Неофициальные дилеры еще больше не доверяют грядущим
новшествам. "Будущие правила до сих пор четко не определены, но, скорее всего,
все равно не удастся делать серьезные деньги на импорте через Белоруссию", —
уверен Григорий Брудный, глава ООО "Грегорис
Карс".
Правда, Евгений Войтенков, генеральный директор салона
"Олимп" (дилер Mercedes и Maybach), признает, что, если правительство РФ не
примет мер, его бизнес окажется под ударом.
Если
правительство России не пойдет навстречу автодилерам, то их
единственная надежда — Александр Лукашенко. Он может спасти ситуацию, повысив
пошлины для физлиц до российского уровня. Но
в это мало кто верит. "Думаю, Лукашенко не станет так
поступать", — считает Евгений Войтенков. Сам глава Белоруссии вчера пообещал
защищать в вопросах создания Таможенного союза экономические интересы своей
страны.