Экраны вместо окон

Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные о том, что россияне собираются купить в этом году и что из желаемого они приобрели в кризисном 2009-м. Результаты опроса внушают надежды на рост потребительского рынка. Очень осторожные надежды.

Конечно, наши соотечественники остаются в своих тратах более осмотрительными, чем это было до кризиса, и с осторожностью идут на крупные покупки.
Особенно сдержанно люди относятся к ценным бумагам. Это понятно в обстановке, когда крупные чиновники публично противоречат не то что друг другу, а порой и сами себе: то говорят о сильном рубле, то о том, что рубль должен быть слабым, то, словно после болезни Альцгеймера, забывают про все, о чем говорилось раньше, и снова за историю про белого бычка. Чуть больше стало планирующих приобрести дом или землю — хотя их число еще не дотягивает до жирных годов.
Лидирует же в списке запланированных статей расхода ремонт квартиры: это собираются сделать 22% опрошенных — ровно столько же, сколько в прошлом году. По сравнению с 2009 годом выросло число тех, кто намерен купить некоторые товары долгосрочного пользования, например мебель или домашний кинотеатр. Особняком стоят автомобили — резкий спад на этом рынке может смениться осторожным и медленным восстановлением, но в целом ясно, что кредитование еще нескоро вернется к докризисным уровням и разговоров о государственном стимулировании здесь пока больше, чем дела.
Меньше людей, чем даже в 2009 году, собираются приобретать предметы роскоши — так что, видимо, просчитались те, кто раскручивал роскошь как новую национальную идеологию.
Может быть, это и неплохо, если жены олигархов прочувствуют тост о том, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями, и понесут вещи в комиссионку? Мужья во всяком случае на этом ничего не потеряют.
Не может не радовать то, что люди планируют больше вкладывать в себя — в учебу, фитнес, спортивные тренажеры, медицинское страхование, туризм, наконец.
Интересно, что есть некоторые товары, которые были куплены, хотя люди вовсе не собирались этого делать заранее. Например, лишь 2% опрошенных в прошлом году собирались купить телевизор, а купили 5% опрошенных. Примерно то же с холодильниками и стиральными машинами.
Возможно, дело в том, что те, у кого не хватило на квартиру, турпутевку или абонемент в фитнес–клуб, утешаются телевизором. В конце концов это не самая худшая инвестиция: его ведь можно купить и с большим экраном — чтобы каждый мускул на государственном лице был виден.
Вдруг удастся разглядеть, как он подмигивает, когда про очередные достижения говорит?