07:1305 февраля 201007:13
6просмотров
07:1305 февраля 2010
Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные о том, что россияне собираются купить в этом году и что из желаемого они приобрели в кризисном 2009-м. Результаты опроса внушают надежды на рост потребительского рынка. Очень осторожные надежды.
Конечно, наши соотечественники остаются в своих тратах более
осмотрительными, чем это было до кризиса, и с осторожностью идут на крупные
покупки.
Особенно сдержанно люди относятся к ценным бумагам. Это
понятно в обстановке, когда крупные чиновники публично противоречат не то что
друг другу, а порой и сами себе: то говорят о сильном рубле, то о том, что рубль
должен быть слабым, то, словно после болезни Альцгеймера, забывают про все, о
чем говорилось раньше, и снова за историю про белого бычка. Чуть больше стало
планирующих приобрести дом или землю — хотя их число еще не дотягивает до жирных
годов.
Лидирует же в списке запланированных статей расхода ремонт
квартиры: это собираются сделать 22% опрошенных — ровно столько же, сколько в
прошлом году. По сравнению с 2009 годом выросло число тех, кто намерен купить
некоторые товары долгосрочного пользования, например мебель или домашний
кинотеатр. Особняком стоят автомобили — резкий спад на этом рынке может
смениться осторожным и медленным восстановлением, но в целом ясно, что
кредитование еще нескоро вернется к докризисным уровням и разговоров о
государственном стимулировании здесь пока больше, чем дела.
Меньше людей, чем даже в 2009 году, собираются приобретать
предметы роскоши — так что, видимо, просчитались те, кто раскручивал роскошь как
новую национальную идеологию.
Может быть, это и неплохо, если жены олигархов прочувствуют
тост о том, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями, и понесут вещи
в комиссионку? Мужья во всяком случае на этом ничего не потеряют.
Не может не радовать то, что люди планируют больше
вкладывать в себя — в учебу, фитнес, спортивные тренажеры, медицинское
страхование, туризм, наконец.
Интересно, что есть некоторые товары, которые были куплены,
хотя люди вовсе не собирались этого делать заранее. Например, лишь 2% опрошенных
в прошлом году собирались купить телевизор, а купили 5% опрошенных. Примерно то
же с холодильниками и стиральными машинами.
Возможно, дело в том, что те, у кого не хватило на квартиру,
турпутевку или абонемент в фитнес–клуб, утешаются телевизором. В конце концов
это не самая худшая инвестиция: его ведь можно купить и с большим экраном —
чтобы каждый мускул на государственном лице был виден.
Вдруг удастся разглядеть, как он подмигивает, когда про
очередные достижения говорит?