Законодатели вновь предлагают собирать транспортный налог в России по-европейски. В Госдуму поступил законопроект, предлагающий включить транспортный налог в стоимость бензина. Правозащитники уверены, что налог станет более разумным.
Законопроект, который, по сути, предлагает включить
транспортный налог в стоимость бензина, внесла на рассмотрение в Госдуму фракция
ЛДПР. Депутаты считают, что такая схема более справедлива, так сумма налога
будет зависеть от интенсивности использования автомобиля. Налогоплательщиками в
этом случае становятся не автовладельцы, а продавцы автомобильного топлива.
Налоговая ставка будет устанавливаться региональными
властями в размере 3–6%. Причем ставка может быть дифференцированной по разным
маркам бензина и дизтоплива и в зависимости от того, кто является
налогоплательщиком или покупателем, отмечается в пояснительной записке к
законопроекту.
Налог будет автоматически включаться в чек за топливо.
Экологический транспорт — на альтернативных видах топлива — по этому
законопроекту и вовсе будет освобожден от транспортного налога.
"Это самый правильный подход. Налог станет более разумным и
справедливым: кто больше ездит, тот и будет больше платить", — говорит
глава петербургской организации по защите прав автомобилистов "Свобода выбора"
Алексей Шумак.
"Несмотря на то что прямой связи сейчас нет, в сознании
автолюбителя транспортный налог — это деньги на дороги, за то, что мы их
портим. Тот автомобилист, который больше катается, тот больше заправляется и
больше платит. Это вполне разумно", — соглашается председатель комитета по
защите прав автомобилистов Александр Холодов.
Кроме этого, такая система более удобна для автовладельца.
"Сегодня мы платим налог одним платежом — всю сумму сразу, а так будем
выплачивать как бы в кредит, небольшими частями. Это проще", — замечает
он.
В первую очередь нововведению обрадуются владельцы мощных
машин — внедорожников, американских авто, налог на которые сегодня довольно
высок, отмечает Шумак. "Но надо понимать, насколько в итоге подорожает бензин и
для всех прочих автомобилистов. Рост на 1,5 рубля за литр — это уже очень
существенно", — говорит он.
И без включения налога, по мнению экспертов, цены на
автомобильный бензин в России уже к лету могут взлететь. Так, в феврале
автомобильное топливо подорожало повсеместно (подробнее
читайте здесь>>>).
Это уже не первая инициатива по организации в
России "европейской" системы транспортного налога. Ранее правительство не
поддерживало такие предложения. Напротив, региональным властям было
дано право поднимать ставку транспортного налога в 10 раз, транспортный
налог — существненая доходная часть бюджетов.
Предложение ЛДПР может вызвать нестыковки с
законодательством и существенно усложнит собираемость налога, считает старший
финансовый консультант юркомпании "Налоговик" Тамара Сударева.
"Транспортный налог принадлежит к числу региональных. Если
он будет взиматься через розничных продавцов также, как НДС или акцизы, то это
вызовет не только массу проблем у самих налогоплательщиков, но и у региональных
властей, - говорит она. - Не так-то просто будет "вытащить" свою долю налога из
выручки автозаправщиков. А если учесть, что многие перевозки осуществляются по
междугородним и международным трассам, то придется еще придумать, как зачесть
транспортный налог в бензине, приобретенном иностранцем – ведь он не должен
платить транспортный налог.
Самое главное препятствие, по ее мнению, – это ч. 1 ст. 3
Налогового кодекса, которая устанавливает следующее: "Каждое лицо должно
уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и
сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При
установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к
уплате налога".
"Шансы у законопроекта невелики", — считает Алексей
Шумак. "Не та партия предложила законопроект", — пошутил Александр Холодов,
добавив, что сегодня в стоимости топлива и так большая налоговая база.
Противники новой системы отмечают, что нововведение
больно ударит по владельцам недорогих отечественных машин. Эти автомобили
потребляют много бензина, и платить им придется, как и владельцам дорогих
внедорожников.
"Такие изменения, как и любая "уравниловка", могут ухудшить
условия для самых малообеспеченных слоев, - замечает Тамара Сударева. -
Множество россиян имеют автомобили, выпущенные 5, 10, а то и 20 лет назад.
Двигатели таких авто активно сжигают топливо. И такие автомобили имеют в
основном те граждане, которые не могут позволить себе приобрести современные
машины – малообеспеченные граждане, пенсионеры, инвалиды. Они фактически могут
не выдержать такой внезапной налоговой нагрузки и отказаться от эксплуатации
своих автомобилей".
Ставка транспортного налога в Петербурге в 2010 году
осталась на уровне прошлого года, за исключением маломощных
автомобилей (до 100 л.с.). Более глобальное повышение отложили "до лучших
времен".
Для автомобилей мощностью 100–150 л.с. ставка транспортного
налога составляет 35 рублей за "лошадь", при мощности авто 150–200
л.с. — 50 рублей, 200–250 л.с. — 75 рублей, налоговая ставка для авто
мощность до 100 л.с. в 2010 году была повышена на 2 рубля, до 24 рублей.
Доходы бюджета Петербурга от транспортного налога в прошлом
году составили 5,082 млрд рублей. Что, например, на 1,5 млрд больше, чем
поступления от земельного налога.