От молочников хотят натуры

Молочный напиток исчез из торговли, а сухое молоко подорожало. К таким последствиям привел Технический регламент на молоко и молочную продукцию.

Более года назад, с декабря 2008 года, в России начал действовать Технический регламент на молоко и молочную продукцию. Среди прочего он обязал производителей указывать на этикетках либо слово "молоко", если в пакете содержится исключительно натуральное молоко, либо "молочный напиток", если продукт произведен из концентрированного или сгущенного молока либо восстановлен из сухого молока при помощи воды.
Потребители с недоверием отнеслись к молочным напиткам и стали покупать преимущественно натуральное молоко, хотя оно было дороже напитка. Производителям не осталось ничего иного, как свернуть производство непопулярной продукции.
Евгения Лампадова, пресс–секретарь компании "Юнимилк" — собственника ОАО "Молочный комбинат "Петмол", говорит: "С декабря 2008–го по март 2009–го мы еще производили допустимый техрегламентом молочный напиток, но вскоре он был снят с производства по причине отсутствия спроса".
Ведущий категорийный менеджер отдела закупок направления Fresh Food торговой сети "Лента" Сергей Сямичев отмечает, что компания закупает более 60 наименований молока, а вот молочного напитка в настоящий момент в сети нет: "Он присутствовал у нас в продаже в 2009 году, но, так как не пользовался спросом у покупателей, был выведен из ассортимента". Сергей Сямичев полагает, что в ближайшее время спрос на молочной напиток вряд ли повысится.
Поскольку значительная часть сухого молока использовалась для производства молочного напитка, то исчезновение напитка привело к сокращению общей потребности пищевиков в сухом молоке. Однако его по–прежнему добавляют в йогурты, творожные массы, сырки, используют в детском питании, в мороженом, кулинарии, кондитерских изделиях, колбасах.
Член правления компании "Вимм–Билль–Данн" Марина Каган соглашается, что технический регламент при его общем положительном значении для потребителя тем не менее привел в этом году к дефициту сухого молока на всей территории РФ и его подорожанию на 70–130%. "Из–за недоверия к восстановленному молоку и невозможности спрогнозировать спрос на него молочные заводы, традиционно занимающиеся сушкой, молоко летом 2009 года не сушили", — сказала она.
По словам Марины Каган, ее компания засушила необходимые объемы молока для производства молочного напитка под брендом "Милая Мила". Это единственная марка, в которой "Вимм–Билль–Данн" использует восстановленное молоко, она реализуется на Дальнем Востоке и Сибири.
По данным исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, доля восстановленного молока (молочного напитка, приготовленного на основе сухого молока) в общей доле потребляемого в России молока в 2009 году составила около 13%.
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко видит причину низкой продаваемости молочных напитков в отсутствии должной рекламы. Но молочникам пока проблематично проводить всероссийскую рекламную кампанию в условиях финансового кризиса. Для сохранения объемов производства некоторые производители идут на добавление сухого молока в натуральное, не всегда заявляя об этом на этикетках.
По признанию самого Геннадия Онищенко, сделанного им в эфире радиостанции "Эхо Москвы", тестов для обнаружения подмены не существует ни в РФ, ни в мире. Единственный способ проверить — провести сверку накладных по поставкам и отгрузке. Но этот способ достаточно уязвим. Если же производители не захотят идти на репутационные риски и будут поставлять продукцию из натурального молока, то его естественная нехватка опять–таки приведет к росту цен.