Денис Довгополый заразил украинских предпринимателей американской мечтой. За два года он построил стартап-сообщество, а теперь зарабатывает, консультируя его участников.
Генеральный директор BayView Innovations Денис Довгополый c
2005 года консультирует украинских предпринимателей, которые решили заработать
на технологическом бизнесе.
Вот уже два года вы тратите время и деньги, организуя раз в месяц
встречи предпринимателей в Киеве. Зачем вам это?
Кто мы? Мы - люди, которые хотят заработать на этом рынке.
Чем больше этот рынок будет, тем больше мы положим себе денег в карман. Где-то
год назад консалтинг начал по чуть-чуть приносить денег. Появились
клиенты. Сейчас я уже не справляюсь со всеми заказами, которые приходят.
Вынужден отказывать людям, а конкурентов у меня к сожалению пока нет на Украине.
Я пытаюсь притащить другие консалтинговые компании, поляков, американцев.
Что значит отрасль? Это тысяча предпринимателей, сотня инвесторов и около 50 компаний, которые бы продавали профессиональные услуги (юристы, бухгалтера, маркетологи). Я не хочу быть единственным, я хочу быть лучшим, поэтому очень заинтересован в развитии рынка.
Что значит отрасль? Это тысяча предпринимателей, сотня инвесторов и около 50 компаний, которые бы продавали профессиональные услуги (юристы, бухгалтера, маркетологи). Я не хочу быть единственным, я хочу быть лучшим, поэтому очень заинтересован в развитии рынка.
Лишь один из сотни стартапов преодолевает долину смерти и становится
успешным. Почему, несмотря на неутешительную статистику, вы убеждаете людей
что-то делать?
Цикл поднятия стартапа от 3 до 7 лет, а процент банкротства
в той же Калифорнии – больше 99%, выживают единицы из тысячи. Говорить о
массовом успехе в этой отрасли очень-очень рано. Но тот, кто зарабатывает,
зарабатывает хорошо. Возможно, не один из ста, может быть, пять из тысячи.
В Америке банкротства происходят каждый день. К тебе пришла идея, ты начал что-то делать, запустил, не получилось, не пошло – ты закрыл проект. В Силиконовой Долине примерно 200 тыс. предпринимателей. Каждый из них раз в году запустит и обанкротит один проект. Это венчурный бизнес, рискованный. Там из банкротств никто не делает проблему, потому что их слишком много.
В Америке банкротства происходят каждый день. К тебе пришла идея, ты начал что-то делать, запустил, не получилось, не пошло – ты закрыл проект. В Силиконовой Долине примерно 200 тыс. предпринимателей. Каждый из них раз в году запустит и обанкротит один проект. Это венчурный бизнес, рискованный. Там из банкротств никто не делает проблему, потому что их слишком много.
За что сейчас готовы платить люди? Какие проекты будут
успешны?
Успешный проект – это проект, который находит проблему, за
решение которой пользователи готовы платить. И где ты найдешь эту проблему, не
имеет значения. Возьмем, к примеру, автомобилестроение. Там была проблема –
заряда аккумуляторов для электромобилей не хватало на длительные поездки. Совсем
недавно в этой отрасли совершили прорыв. А в этом году уже выпустят серийно 200
тыс. электромобилей, которые смогут проехать на одном заряде более 150 миль, это
250 км. То есть проблему решили технологи и бизнес на этом начал делать деньги.
Та же история в любой отрасли.
Я смотрю несколько сотен проектов в год, которые пытаются
решить проблемы. Какие-то из них надуманные. Какие-то нет. Но могу сказать
точно: предприниматель, который считает, что его проблема – это проблема отрасли
– не добьется ничего. Ты должен чувствовать, знать отрасль, ты можешь сам не
испытывать проблемы, но она от этого никуда не денется.
Еще один вопрос в том, насколько остро стоит эта проблема. Сколько людей готовы платить за ее решение? Достаточно ли их, чтобы построить бизнес? Если у тебя всего пять потенциальных пользователей каждый из которых готов заплатить по 5 баксов, ты заработаешь $25. И что?
Еще один вопрос в том, насколько остро стоит эта проблема. Сколько людей готовы платить за ее решение? Достаточно ли их, чтобы построить бизнес? Если у тебя всего пять потенциальных пользователей каждый из которых готов заплатить по 5 баксов, ты заработаешь $25. И что?
Есть другие риски: а можно ли создать продукт, который будет
решать эту проблему? Да, было бы здорово изобрести антигравитационный двигатель,
или провести холодную термоядерную реакцию, получить бесплатное электричество…
Больше всего денег лежит в технологических проектах. Как вы убеждаете
ученых включаться в бизнес ?
Показываю на примере. Говорю: вот видите дядька, он своим
умом заработал много денег. У тебя какая зарплата? Слышу: «Я – научный
сотрудник, получаю $300 в месяц». Я продолжаю: «Он такой же научный сотрудник
как ты, но вместо того, чтобы изобретать в стол он нашел проблему, которую можно
решить. Потратил три ночи, написал новый алгоритм, пришел в медицинскую компанию
и сказал: теперь в данных, снятых с этого датчика я могу искать признаки рака на
порядок эффективнее, чем это делают существующие аналоги. Получил $150 тыс,
купил квартиру. А ты как идиот в рамках госзаказа сиди и дальше проедай
бюджетные деньги».
Многих удалось так убедить?
Нет, не многих. Но многих и не надо, не все способны на это.
Есть люди ведущие и ведомые. Есть люди, которые пришли в
научно-исследовательский институт и всю жизнь будут работать, не посмотрят ни
направо ни налево и будут плакать. А есть люди, которые смотрят по сторонам в
поисках точек применения своих талантов. Вот эти люди приходят к нам на встречи,
ездят на свои деньги в Америку.
С молодыми учеными работаем так же. Они не всегда готовы
генерировать сверхгениальные решения, но они великолепно работают когда надо уже
существующие технологии адаптировать к конкретному продукту. Они активно
привлекаются вторыми-третьими номерами и очень быстро растут.
Довольны ли результататом президентских выборов на
Украине?
Это не имеет значения. С точки зрения бизнеса мне
значительно важнее, кто будет следующим губернатором Калифорнии.