Верим? Не верим

Доверие россиян к бизнесу за последний год сильно сократилось. По данным ежегодного социологического исследования глобальной коммуникационной компании Edelman, лишь 42% опрошенных в нашей стране информированных "лидеров мнений" доверяют бизнесу, что на 10% меньше, чем год назад.

Россия и в этом отношении является аномалией, выпадая из общемировой тенденции. Согласно тому же исследованию, в развитых странах доверие к бизнесу, напротив, восстанавливается. Так, в США на 9%, а в Великобритании на 13% выросло доверие к главам компаний.
Лидерам бизнеса в этих странах удается доказывать все большему числу граждан, что они способны добиваться финансовых успехов, вести честный диалог со всеми заинтересованными сторонами и стремятся работать на благо общества.
Интересно, что в некоторых развивающихся странах рейтинг доверия к российскому бизнесу гораздо выше, чем собственно в России. Так, в Мексике российским компаниям доверяют 71% опрошенных, в Китае - 63%. Мы не верим своему бизнесу - зато­ верим чужому. Среди лидеров рейтинга у россиян компании Германии (77%), Японии (67%) и Швеции (71%.)
За последний год иностранцы резко прибавили в российском рейтинге. Зато нашему бизнесу верят лишь 9% шведов и 12% немцев - и эти показатели к лучшему не меняются.
Наши бизнесмены могут успокаивать себя тем, что рейтинг власти падает еще быстрее, особенно среди молодежи. Оправдаться можно и тем, что бизнес в нашей стране поставлен в такие условия, когда честным быть не только невыгодно, но порой и невозможно. Близость к власти, как правило, оказывается для российского бизнеса гораздо полезнее, чем прозрачность и добрая репутация.
Но значит ли это, что, глядя на неприкасаемых, можно не торопиться отдавать долги?
Каждый отвечает на этот вопрос сам - но выход из кризиса невозможен без роста доверия к бизнесу со стороны и других бизнесов, и граждан. Доверие - это капитал, который во всем мире стал ключевым элементом экономики, капитал, который не украсть, не взять взаймы, не поднять на бирже.