Директор по маркетингу Ryanair Эрик Элмсаттер раскрыл "Деловому Петербургу" как авиакомпании могут зарабатывать, продавая билеты по 6 евро, как связать немцев и русские с***ки, и действительно ли компания заказала самолет со "стоячими" местами.
В марте крупнейшая в мире бюджетная авиакомпания Ryanair
(Ирландия) начала полеты из финского города Лаппенранты в немецкий Вице (70 км
от Дюссельдорфа). Этот шаг компания называет выходом на российский рынок, так
как именно в Лаппенранте расположен ближайший к России европейский аэропорт.
"ДП": Будет ли когда-нибудь Ryanair летать напрямую в
Россию?
Эрик Элмсаттер: Россия сейчас нам категорически неинтересна.
Она не входит в международный договор по открытому небу (Open Skies), который
позволяет летать нам в любой аэропорт без длительных согласований с госорганами,
и к тому же у вас очень высокие аэропортовые сборы.
"ДП": Поступали ли вам какие-то предложения от российских
властей или аэропортов?
Эрик Элмсаттер: Нет, мы никогда не вели переговоры в России.
Да нам это и не нужно.
"ДП": Но ведь много россиян летает вашими самолетами.
Сколько, кстати?
Эрик Элмсаттер: В Тампере сейчас 30% наших пассажиров из
России. В Лаппенранте мы планируем, что россиян будет 70%, но я надеюсь, что их
будет 90%. На борту первого самолета, который улетел 4 марта в Вице, из 160
пассажиров 90% было именно из России.
"ДП": Почему вы начали летать из Лаппенранты только сейчас,
а не 5 лет назад?
Эрик Элмсаттер: Переговоры с аэропортом - это как секс. В
первый раз обычно не получаешь удовольствие, но потом ведь все равно появляются
дети. А вообще, мы были бы больше представлены в Финляндии, если бы не монополия
государственной компании Finavia (управляет аэропортами. - "ДП").
"ДП": Почему первой вы выбрали Германию?
Эрик Элмсаттер: Потому что немецкие парни больше всех любят
смотреть на русские сиськи! На втором месте по значимости критериев было то, что
это самое востребованное направление из России.
"ДП": В какую еще страну вы будете летать из
Лаппенранты?
Эрик Элмсаттер: Мы пойдем по тому же пути: найдем еще одну
страну, где любят русские сиськи.
"ДП": Что вы можете сказать о ваших рейсах из Каунаса
(Литва)? Рассчитываете ли вы на пассажиров из России там?
Эрик Элмсаттер: Да, Каунас, Рига, Лаппенранта, Тампере - это
все аэропорты на границе с Россией в регионе открытого неба, с которыми мы ведем
переговоры.
"ДП": Планируете ли вы открывать рейсы в другие аэропорты,
близкие к границе с Россией?
Эрик Элмсаттер: Нет-нет, перед нами не стоит задача
привлекать российских пассажиров. Мы прекрасно можем развиваться в Италии или
Испании - там сейчас аэропорты сильно снижают сборы. Просто если есть аэропорты,
расположенные близко к российской границе и в регионе открытого неба, которые
дают хорошие цены, то почему бы и нет?
Если Россия вступит в программу "Открытое небо" и у нее
будут более низкие аэропортовые сборы, такие же, как в среднем по Европе, то мы
можем рассмотреть вопрос и о полетах в какой-нибудь небольшой аэропорт в
России.
"ДП": Какие направления сегодня самые популярные?
"ДП": Какие направления сегодня самые популярные?
Эрик Элмсаттер: Это в большей степени зависит от аэро¬порта, от страны. Для
скандинавских стран - Канарские острова, побережье Испании.
"ДП": В прошлом году в среднем по миру авиаперевозки упали
на 10-15%. А как Ryanair переживает кризис?
Эрик Элмсаттер: Именно кризис позволил Ryanair стать в этом
году крупнейшей авиакомпанией в мире, обогнав альянс AirFrance - KLM. За год (с
апреля по апрель) мы планируем перевезти 73 млн пассажиров. Ежедневно наши
самолеты совершают 1300 рейсов. В этом году мы планируем выпустить на маршруты
48 новых самолетов.
Вообще наш флот (218 самолетов Boeing 737-800) самый новый и
современный. Средний возраст машин - 2 года. За 5 лет - с 2007-го до 2012 года -
мы планируем удвоить пассажиропоток и прибыль, а с 2012 года ожидается новый
этап роста всей авиакомпании. Единственное, что препятствует постоянному росту,
- нужно платить все больше и больше дивидендов и бонусов топ-менеджерам. И если
большинство авиакомпаний сейчас теряет пассажиров, то мы остаемся в плюсе!
"ДП": Как вам это удается?
Эрик Элмсаттер: Мы снижаем наши расходы за счет уменьшения
цен на топливо. Также мы летаем в дешевые аэропорты - с низкими таксами и
сборами. За счет этого мы опускаем цены на билеты. Сейчас средняя цена билета у
Ryanair составляет 32 евро. Мы спросили у сотрудников вашего "Аэрофлота", какова
у них средняя цена. Но они почему-то отказались предоставить нам данные. Не знаю
почему.
"ДП": Почему вы можете перевозить пассажиров за 32 евро, а
тот же "Аэрофлот" - нет?
Эрик Элмсаттер: Я не знаю, почему они так глупы, у меня нет
идей на этот счет. Я знаю, почему это удается нам. Просто мы предлагаем низкие
цены, увеличивая число пассажиров. А человек, который покупает билет за 32 евро
у Ryanair, не будет покупать билеты за 300 евро у других авиакомпаний. Мы делаем
ставку на число пассажиров.
"ДП": Когда "большие" авиакомпании отвечают на такой вопрос,
они говорят, что у них другая бизнес-модель?
Эрик Элмсаттер: Нонсенс! Возьмем для примера мобильную
связь. Я могу потратить много денег и купить iPhone только в случае, если не
получается купить Nokia. Я не буду платить больше за звонки, если могу выбрать
оператора, у которого стоимость вызова меньше. На самом деле единственное, что
людей заботит в вопросах связи, - иметь возможность звонить и хорошо слышать
друг друга.
То же самое с авиаперелетами. Задача авиакомпании на самом
деле - доставить вас из одной точки в другую и сделать это настолько дешево,
насколько это возможно. У вас же нет рынка. "Аэрофлот" остается монополистом на
зарубежных направлениях, что позволяет ему выставлять такие цены.
"ДП": Сколько стоит самый дорогой билет Ryanair?
Эрик Элмсаттер: Около 200 евро, я полагаю. Но его еще надо
поискать.
"ДП": Вы говорите про полеты в дешевые аэропорты. А
насколько велика разница между сборами в аэропортах Вице или Дюссельдорфа и, к
примеру, в Петербурге?
Эрик Элмсаттер: Она огромна.
"ДП": В 2, в 3 раза?
Эрик Элмсаттер: Мы никогда не вели переговоры с главным
аэропортом Дюссельдорфа. И не думаю, что когда-либо будем, поэтому меня не очень
интересуют их тарифы.
"ДП": Вы не оставляете им шанса.
Эрик Элмсаттер: А зачем? Три сотни аэропортов в Европе ждут
наших самолетов, а они - нет. Зачем нам идти к ним?
"ДП": Какова политика европейских аэропортов по аэропортовым
сборам: они снижаются?
Эрик Элмсаттер: В Европе цены давно уже снижены, но
по-прежнему остаются и дорогие аэропорты. Я имею в виду Швецию, Финляндию,
Норвегию, потому что в этих странах аэропорты принадлежат государству. Если
финская Finavia вправит себе мозги, то мы увеличим число полетов из
Финляндии.
"ДП": Где самые дешевые аэропорты?
Эрик Элмсаттер: В Италии и Испании. Многие развивающиеся
аэропорты вообще не берут плату с авиакомпаний, включая как государственные
сборы, так и плату за наземное обслуживание.
"ДП": Как же они зарабатывают?
Эрик Элмсаттер: На парковке, шопинге, аренде. Компании,
которые там приземляются, привозят людей на их парковки, в магазины, кафе, люди
платят за такси, автобусы. И прибыль получается выше, чем от обязательных
сборов, при меньшем числе пассажиров.
"ДП": На чем еще вы экономите и зарабатываете?
Эрик Элмсаттер: У нас возникла мысль ввести плату за
пользование туалетами на борту. Если убрать один из двух туалетов в конце
салона, туда можно поставить сиденья. А пассажиры могут пописать в аэропорту до
или после рейса. Ну а уж если очень приспичит на борту, то это можно будет
сделать за 1 евро.
Сейчас мы заказали разработку прототипа самолета со
"стоячими" креслами. Из 80 тыс. опрошенных нами пассажиров 66% говорят, что
согласны летать стоя, если это будет дешево. Думаю, разработка самолета займет
около 2 лет, ведь надо, чтобы это было безопасно. Еще 3-4 года потребуется на
его строительство.
"ДП": Почему стоя, а не лежа?
Эрик Элмсаттер: Лежачие сиденья занимают больше места. Но
если укладывать пассажиров одного над другим… Надо над этим подумать!
"ДП": Собираетесь ли вы открыть в России представительство
или хотя бы создать русскую версию сайта?
Эрик Элмсаттер: Нет. Зачем тратить лишние деньги, если из
Лаппенранты 4 марта улетел самолет, полный русских.