Интервью с путешественником, писателем Артуром Шигаповым о новой книге-путеводителе по чернобыльской Зоне "Чернобыль, Припять, далее нигде…".
"ДП": Как родился замысел книги?
Артур Шигапов: Я из поколения, на глазах которого произошла
чернобыльская авария и ее ликвидация, отсюда и мой интерес к этой теме. Кроме
того, меня всегда тянуло в такие места, куда обычный турист вряд ли отважится
поехать, будь то "горячие точки" планеты или места знаменитых катастроф.
Поэтому, узнав о желании издательства выпустить путеводитель по Зоне отчуждения
на волне популярности компьютерной игры "Сталкер", я с удовольствием взялся за
книгу.
В процессе работы выяснилось, что писать о какой-нибудь Индонезии легче, чем о нашем Чернобыле. Несмотря на то, что это совсем рядом по времени и расстоянию, существует настоящий информационный вакуум. Собирать информацию пришлось по крупицам. Материал кричащий: катастрофа, которой не было в истории; зачастую невероятно покореженные судьбы людей; исход населения, который сравним с 1941 годом. Книга "Чернобыль, Припять, далее нигде" - попытка привлечь внимание к теме, познакомить с ней подрастающее поколение, для которого Чернобыль – лишь декорации к компьютерной игре про монстров.
В процессе работы выяснилось, что писать о какой-нибудь Индонезии легче, чем о нашем Чернобыле. Несмотря на то, что это совсем рядом по времени и расстоянию, существует настоящий информационный вакуум. Собирать информацию пришлось по крупицам. Материал кричащий: катастрофа, которой не было в истории; зачастую невероятно покореженные судьбы людей; исход населения, который сравним с 1941 годом. Книга "Чернобыль, Припять, далее нигде" - попытка привлечь внимание к теме, познакомить с ней подрастающее поколение, для которого Чернобыль – лишь декорации к компьютерной игре про монстров.
"ДП": Вы считаете себя сталкером?
Читайте также:
Чернобыль – зона высокой прибыли
А.Ш.: Я просто путешественник. Настоящие сталкеры те, кто
проходят впервые. Ими, например, стали ликвидаторы, первыми вошедшие во
взорванный блок. Может быть, единственный раз в жизни я был сталкером, попав в
знаменитый афганский район Тора-Бора. Местный глава был очень растроган.
"Ваш визит для нашего селения очень важен, вы первый турист с 1978 года", -
сказал он. На самом деле сейчас уже почти нет мест на Земле, где бы ни прошлись
стада немецких старушек. Некоторые из них спокойно проехали весь Афганистан
автостопом или на драндулете и не считают это никаким геройством.
"ДП": В Чернобыле существовала угроза второго взрыва?
А.Ш.: Да, была ещё и майская авария, когда в 4-ом блоке чуть
не загорелось разлившееся турбинное масло. Последствия грозили стать весьма
печальными. Благодаря советским людям, которые отдали свою жизнь или здоровье,
проблему ликвидировали в такие короткие сроки. Они бросали свои семьи, ехали
добровольцами, и таких людей было много. Думается, в наши дни ликвидация заняла
бы намного больше времени и с куда более тяжёлыми последствиями для всех. Кто
сейчас полезет с лопатой на реактор за какие-нибудь 200 гривен? Когда
оказываешься в местах произошедших событий, невольно задаешь себе вопрос:
" А ты смог бы пойти?" Увы, насчет себя я не уверен…
"ДП": Поражают наши люди, которые сначала безобразно строят, зато
потом проявляют героизм при ликвидации аварии. Или, например, тот факт, что за
бутылку водки старались провезти через КПП из Зоны вещи с высоким уровнем
радиации, выкапывали из захоронений имущество….
А.Ш.: Чернобыль – "это наше все". Здесь ярко проявилась
черта национального русского характера – создать себе большую трудность, а потом
с ней героически бороться. Это то, что нас отличает от европейцев. Вторая грань
– раздолбайство и извечное "авось". Телевизор нужен сейчас, а мало что там будет
потом. По Чернобылю можно изучать наши советские архетипы:
комсомольцы-добровольцы, откровенные трусы, настоящие герои, которые
набирали дозу и все равно писали заявление, что остаются, разгильдяи, вороватые
интенданты ….
"ДП": Но история еще не закончилась?
А.Ш.: Срок службы саркофага, старого объекта "Укрытие",
подойдет к концу в 2016 году. Его перекрытия и стены, собранные наспех
дистанционным способом, приходят в негодность. К тому же конструкция не
позволяет утилизировать ядерные отходы. Пока вся начинка погибшего реактора не
будет изъята и захоронена, объект будет оставаться опасным. Уже много лет
ведутся проектные и научные работы по разработке "Укрытия-2", которое должно
будет защитить прилегающие территории от возможного загрязнения при разборке
саркофага или непредвиденной аварии. Проект получил название "Новый безопасный
конфайнмент". Это будет железобетонная арка высотой под 100 м и длиной более 150
м. Она должна накрыть все помещение четвертого реактора и отделить его от
третьего. Необходимы также разборка и захоронение знаменитой трубы,
накопившей в себе столько радиоактивной отравы, что хватит не на одно поколение
чернобыльцев. Это будет очень сложно сделать технически.
Проект оценивается под миллиард долларов. Таких денег у правительства Украины
нет, и оно надеется на помощь западных стран. Надежда небеспочвенна: европейцы
прагматично полагают, что если на саркофаге произойдёт новая авария, то придется
потратиться гораздо больше. Именно Евросоюз настоял на закрытии ЧАЭС в 2000-м
году, считая её миной замедленного действия, пусть и заложенной в другом
государстве. Увы, ядерная реальность не признаёт государственных границ.
"ДП": Известно, что за 12 лет до гибели Титаника вышел роман
Робертсона "Тщета" до деталей описавший все, что потом произошло. Есть
версия, что Титаник был противоестественным сооружением для той поры и
человечество предупредили об опасности. Вы пишете про сон мастера ЧАЭС А.Красина
в 1984 году про взрыв на 4 блоке. На ваш взгляд, авария была предопределена?
А.Ш.: Некоторые ученые пытались предупредить об опасности
эксплуатации реактора такого типа. К тому же, объект строился с большим
количеством нарушений, за предыдущие годы произошло пять аварий и 63 отказа
основного оборудования. Работники КГБ на протяжении многих лет посылали
донесения руководству ведомства о "систематических нарушениях технологии
проведения строительно-монтажных работ на отдельных участках строительства". Их
игнорировали, а однажды даже объявили взыскание за "паникерство и
дезинформацию". Поэтому, авария была предопределена. Это апофеоз системы, не
думаю даже, что советской, система российская. В каждом веке можно найти свой
"Чернобыль". Неслучайно авария совпала с концом Советского Союза. Захлопнулась
крышка гроба, я бы так сказал.
"ДП": Вы считаете, Чернобыльскую зону интересным туристическим
объектом?
А.Ш.: Это место где есть что посмотреть и о чем подумать.
Многие кто туда съездил, говорят, что вернулись оттуда совершенно другими
людьми. Когда приезжаешь в такие места как ЧАЭС, вулкан Краката́у, Бандачо, где
прошло цунами, начинаешь по-другому относиться к жизни, ценить сегодняшний день:
восход солнца, хлеб насущный, возможность поехать в интересные места и
посмотреть мир. Становится неинтересно копить на дорогой автомобиль, который
можно разбить через два дня. Ты понимаешь, что все это пыль и прах, и не стоит
затраченных усилий и времени.
"ДП": Вы счастливы?
А.Ш.: Сейчас да. Абсолютно.
"ДП": Как вы к этому состоянию пришли?
А.Ш.: Я приехал покорять Москву из маленького поволжского
городка в конце 80-х. Было все: и ночевки на вокзалах, грязные общежития, порой
нечего было есть. После окончания МИСИ (Московский инженерно-строительный
институт) в 1994 году, я отслужил в армии, год прожил в родном городе и вернулся
в Москву с женой и чемоданом в руке. Как любой лимитчик мечтал о квартире,
машине, отдыхе на море и т.д.. К 2001 году мечты сбылись: хорошие откаты
на работе, своя квартира, служебный джип, деньги, семья. Вроде бы все сбылось, а
радости никакой. Все мои цели были ложными, и этот мирок, который я выстроил,
счастья не принес.
В 2003 году я съездил в Тайланд по путевке. После этого полгода читал все
подряд про Тайланд в Интернете, попал на сайты самостоятельных путешественников
- форумы, где люди описывают свой опыт путешествий на чем угодно и куда угодно.
Я понял, что мир открыт. Для реализации замыслов у меня уже были деньги,
подрастали дети. Я съездил один раз, второй. Понял, что мне нравится не только
путешествовать, но еще и описывать, и главное - это получается. Для меня это
реализация в творческом плане. Постепенно эта деятельность вытеснила работу, а
сама стала работой, которая приносит удовлетворение и какие-то скромные деньги.
Но за месяц путешествия перехватывает дыхание в пять раз больше, чем дома за
целый год.
"Д.П": Гонорары за путеводители платят небольшие?
А.Ш.: В нашей стране заработать хорошие деньги можно только
на детективах или каких-то трэшах, которые выпускают 100 тысячными тиражами.
Тогда ты можешь действительно на этом хорошо заработать и на это жить.
Трэвел-литература в которой я работаю сейчас, не достигла такой популярности, но
я надеюсь что это произойдет в ближайшие годы. На Западе это целая индустрия,
рассказы о путешествиях издаются большими тиражами, а путеводители, вообще,
миллионными. У нас пока это в зачаточном состоянии.
"ДП": А как получилась первая книга?
А.Ш.: Сначала я публиковал рассказы на сайтах, потом
какие-то статьи для тайского журнала, выкладывал их в Интернете. В 2007 году на
одном из форумов появилось объявление о том, что набираются авторы для
путеводителей из серии с Дмитрием Крыловым. Я написал и дал ссылку на
опубликованное. Сразу же пришел ответ: "Про Индонезию напишите?" Я там был уже и
как раз собирался туда снова. Написал про Индонезию, потом про Тайланд, а потом
когда войдешь в обойму, начинаются заказы. Но чтобы этот "зеленый свет"
загорелся, нужно в свое время делать то, что тебе нравится, и это обязательно во
что-нибудь выльется.