"Порочный круг" российского ТВ

Автор фото: Кульгун Андрей

Министр культуры предложил изъять рекламу с ТВ. По его мнению, это повысит качество российского телевидения. Общественность уже насторожилась: британский вариант в России не пройдет, а госфинансирование телеканалов — путь к тоталитаризму.

Чтобы повысить качество российского телевидения, необходимо отказаться от его финансирования через рекламу, заявил глава Минкультуры РФ Александр Авдеев. По его мнению, сегодняшняя ситуация на телевидении — "порочный круг" из рейтингов, рекламы и некачественного продукта.
"Сама эта система создает низкопробное телевидение, потому что оно ориентируется на рейтинги. А через рейтинги получают доходы, делают низкопробные работы, которые действуют на подкорку и показывают запретное: насилие, секс и так далее, и потом снова запускают на телевидение, — цитирует ИТАР–ТАСС Авдеева.
"От этого феномена избавились в Великобритании, и не стыдно у них поучиться, — полагает Авдеев. — Потому что в этой стране телевидение финансируется из госбюджета, и оно очень высокохудожественное и высококачественное". Министр считает, что "когда мы изымем рекламу из нашего телевидения, будет все в порядке".
"Порочный круг" российского ТВ Общественность не уверена, что такой "порядок" ее устроит. В Интернете уже развернулась широкая общественная дискуссия вокруг идеи полного огосударствления телевидения. Сегодня многие российские телеканалы частично финансируются государством. И каждый здравомыслящий человек сам в состоянии определить, как это влияет на качество телевизионного контента.
8 апреля в Петербурге состоятся общественные слушания "СМИ как фактор трансформации российской культуры" (перенесены с 16 марта). Центральным станет доклад профессора Александра Запесоцкого, главную идею которого — отказ от телерекламы и перевод телевидения "под крышу" государства — заранее и озвучил министр Авдеев.
СМИ не несут абсолютно никакой ответственности за формирование духовно–нравственной атмосферы общества и развитие культуры, телевидение формирует антинаучные представления о мире и ориентируется на весьма условные телерейтинги, отмечается в докладе.
При этом за рекламу приходится платить самим зрителям. "Расходы на рекламу производитель не осуществляет из прибыли, а относит на себестоимость продукции. То есть за рекламу автомобиля, стирального порошка или лекарства платит потребитель продукта, причем вне зависимости от того, видит он эту рекламу или нет", — говорится в докладе.
"Государству целесообразно вернуться на длительный период к прямому регулированию идейно–нравственных и художественных аспектов деятельности СМИ", — делает вывод автор. Вероятно, эту мысль сегодня пытался донести до россиян и министр культуры.
Государственное содержание телеканалов — верный путь к тоталитаризму, а британский вариант общественного телевидения в России не пройдет, считает профессор Высшей школы экономики Иосиф Дзялошинский.
"В России никто не будет платить за телевизор, за исключением определенного вида каналов — профессионального, эротического и прочих. Рассчитывать на то, что можно профинансировать СМИ за счет потребителя, — это детская наивная идея, — сказал он в интервью К2К. — И сейчас 80% СМИ получают государственную поддержку. Они лучше стали? Первый канал финансируется государством — там что, нет плохой рекламы?"
Отметим, объемы телерекламы растут, в телевизор выходят и мелкие компании, отмечают в AdMonitor. По данным агентства, общий объем телерекламы в феврале составил 47,87 тыс. минут, что в 1,2 раза больше, чем в феврале 2009 года. В списке рекламодателей значилась 441 компания, тогда как годом ранее — 318.
Российскому ТВ платят в основном иностранные корпорации. Согласно данным TNS Россия, в топ телевизионных рекламодателей в 2009 году вошли Procter&Gamble, Mars–Russia, Unilever, Reckitt Benckiser, Pepsi, L'Oreal, Wimm–Bill–Dann, "Билайн" и "МегаФон".