Балтийский завод отбился от требований выплаты неустойки за задержку сдачи двух ледоколов. Завод доказал, что никакого контракта на их строительство вообще не было.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти опубликовал решения
об отказе в иске ФГУП "Росморпорт" к ОАО "Балтийский завод" (входит в
Объединенную судостроительную корпорацию, подконтрольную сенатору Сергею
Пугачеву).
Росморпорт выступал заказчиком по госконтракту на
строительство двух крупных ледоколов на сумму почти 6 млрд рублей. Завод сдал
ледоколы с задержкой почти в год, и Росморпорт потребовал
неустойку в 380 млн рублей. Общая логика судьи заключается в том, что при
составлении договора Росморпорт не оговорил детали проекта судов.
"По сути, на момент подписания контракта сам заказчик не
понимал, какой ледокол ему требуется", - говорится в тексте решения. Более того,
первый ледокол был передан по акту приема-передачи за 11 дней до согласования
его проекта в окончательном виде. На этом основании суд признал договор
незаключенным и снял с Балтийского завода ответственность за срыв сроков. Теперь
Росморпорт не может предъяв
ить заводу претензий по недостаткам работы.
В Росморпорте заявляют о несогласии с решением суда и
намерены его обжаловать. На самом заводе ситуацию не комментируют.
Читайте также:
В Карском море испытывают ледокол "Санкт–Петербург"
"Любой юрист знает, что если в договорах подряда не
оговорены параметры проекта, он всегда может быть признан недействительным", -
говорит управляющий партнер юридической фирмы "Дювернуа Лигал" Егор Носков, не раз
занимавшийся юридическим сопровождением госконтрактов. По его словам, на этом
основании аннулируется много контрактов, но с признанием недействительным такого
крупного заказа он столкнулся впервые.
Гендиректор ФГУП "конструкторское бюро "Арсенал" Михаил Сапего говорит, что
в последние годы госзаказчики стали тщательнее подходить к юридическим вопросам,
но в 2004 году, когда Росморпорт договаривался с Балтийским заводом, ситуация
могла быть иной. Один из экспертов судостроения на условиях анонимности говорит,
что в этой отрасли российские заводы выигрывают конкурсы у иностранных верфей
даже при ценах на 25% выше. Специалисты советуют госзаказчикам не пренебрегать
зарубежными партнерами, которые щепетильно относятся и к юридическим вопросам, и
к своим обязательствам.
Кстати, до 2015 года государство планирует строительство
более 100 судов для обслуживания портов. Стоимость программы превышает 51 млрд
рублей. Из них 27 млрд рублей пойдет именно на строительство ледоколов,
заказчиком которых должен стать Росморпорт.