"Якоря" и их привилегии

Автор фото: Архив ДП

Сегодня якорные арендаторы в ТРК чувствуют себя лучше, чем все остальные. С начала кризиса арендные ставки для них упали на 20-30%. Если раньше арендная ставка за площадь порядка 2 тыс. кв.м была в среднем 1 тыс. руб. за метр в месяц, то теперь - 800 руб.

"Как правило, с «якорями» подписываются долгосрочные договоры на 10 лет с индексацией арендной ставки каждый год. Сейчас, в период кризиса, они себя неплохо чувствуют, и не находятсяТатьяна Зайцева в таком тяжелом положении как fashion галерея", - говорит Екатерина Немирова, руководитель отдела торговых центров Praktis CB.
Собственники ТРК опасаются, прежде всего, бегства "якорей" и готовы идти им на уступки. "Невозможно вывести единую динамику. В каждом конкретном случае появились индивидуальные условия,Татьяна Зайцева вместо фиксированной ставки – процент с оборота, где-то ставка разбивалась на постоянную и процент с оборота. В более успешных ТРЦ в самый сложный период давался дисконт в 15-20%, либо не давался вообще", - рассказывает Татьяна Зайцева, консультант торгового отдела в компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis.
Фитнес вместо отпуска
В период кризиса заметно снизилось развитие таких "якорей" как кинотеатры и операторы развлечений, несмотря на изначально низкие арендные ставки (не больше 550-600 руб. за м2 в мес.). Операторы бытовой и компьютерной техники ведут себя не менее осторожно, так как спрос на их товары заметно снизился. Эти компании развивают интернет-магазины – таким способом они могут сэкономить на аренде помещений и заработной плате персоналу.
«Якоря» и их привилегии «Якоря» и их привилегии Стратегический арендатор в ТРК - фитнес-центры - продолжили развиваться и в кризис.
"Связано это было, прежде всего, с тем, что люди стали меньше выезжать в отпуск заграницу и стали заменять отдых на занятия спортом, плавание в бассейне, загар в солярии, - объясняет Екатерина Немирова. - Ротация происходит крайне редко, так как открытие фитнес-клуба, особенно с бассейном, требует колоссальных денежных вложений от владельца фитнес-центра". Договор аренды с такой компанией подписывается на срок не менее 5-7 лет.
За последний год значительно расширила свое присутствие в городе компания "ФитнесХаус", забирая малопригодные для других арендаторов площади, но удачно подходящие именно для этого сегмента. "OLYMPIC" вышел в центр города на ул. Марата в "Николаевский Пассаж", сеть "Fit Fashion" заняла часть здания на Казанской ул. вместо галереи "Vanity". О своих планах на развитие заявляют и другие операторы на рынке.
Продовольственные сети также не дремлют, занимая торговые площади своих бывших конкурентов. "Как мы видим из годовых отчетов крупных продуктовых ритейлеров, многие из них закончили год с существенным ростом прибыли, и в период выхода одного продуктового оператора из ТРЦ он достаточно быстро сменялся другим, не менее известным и удачным арендатором", - отмечает Татьяна Зайцева. К примеру, гипермаркет "О‘Кей" заменил "Наш Гипермаркет" в ТРЦ "Гранд Каньон", а "Карусель" арендовала помещения "Мосмарта" в ТРЦ "Июнь".