Европа пятые сутки без неба

Автор фото: Reuters
Испания. Самолеты не летают

Уже пятые сутки отменены почти все авиарейсы над странами Европы. Со времен Второй мировой войны Европа не испытывала транспортной блокады, подобной нынешней.

Извержение исландского вулкана парализовало транспортную
систему континента. По всей Европе отменены уже тысячи рейсов, которыми должны
были лететь 10 млн пассажиров. В Пулково к воскресенью отменено 67 рейсов, на
которых должны были лететь 3 тыс. человек.
Главная проблема в том, что пока никто не может сказать,
когда все это закончится. Застрявшие в Европе пассажиры не знают, ждать им
самолета или же добираться на родину на перекладных. Эксперты говорят, что ждать
начала полетов можно еще 4-5 дней.
В воскресенье премьер-министр РФ Владимир Путин уже
предложил забирать желающих россиян на родину на автобусах и поездах. Но, судя
по данным онлайн-системы бронирования РЖД, все билеты на поезда в Европу
раскуплены на несколько дней вперед.
Ассоциация туроператоров России в пятницу сообщила, что
авиакомпании и туроператоры не обязаны возмещать цену билетов, поскольку
извержение вулкана в Исландии - это форс-мажор. Многие авиакомпании все же
возвращают деньги, но претензии по сорвавшемуся отдыху или деловым встречам
предъявить некому.
Одним из немногих, кто преодолел вето европейских
авиадиспетчеров и все же полетел на самолете, стал президент РФ Дмитрий
Медведев. Он торопился на похороны погибшего неделю назад в авиакатастрофе
президента Польши Леха Качиньского.
Одна из версий той катастрофы - игнорирование пилотами
запрета авиадиспетчеров на посадку из-за сложных метеоусловий. Именно гибель
Леха Качиньского во многом спровоцировала авиавласти Европы запретить полеты
после извержения вулкана. В этом свете демарш Дмитрия Медведева может показаться
кому-то вызывающим.
Но он сыграл на руку руководству авиакомпаний Lufthansa и
KLM-AirFrance. В воскресенье они провели пробные полеты на самолетах без
пассажиров через пепельные облака и не обнаружили серьезных повреждений
лайнеров. Перевозчики, терпящие многомиллиардные убытки от отмены полетов,
заявляют, что никаких исследований об опасности вулканического пепла и его о
распространении не проводилось. А решение о закрытии неба принималось на основе
лишь компьютерных расчетов.
Если эти разговоры все же пошатнут авторитет европейских
авиавластей, можно будет поставить под сомнение и другие их жест¬кие решения. К
примеру, запрет на полеты шумных российских самолетов или строгие предполетные
досмотры пассажиров.