Валерий Гергиев: В других странах театры строят вдвое – втрое дешевле

Автор фото: "ДП"
Валерий Гергиев

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев рассказал, почему строительство второй сцены может длиться бесконечно и как такие вопросы решаются за рубежом.

"ДП": Валерий Абисалович, после недавних терактов приходится слышать, что нам нечего противопоставить террористам в смысле ценностей.
Они готовы отдать жизнь за свои чудовищные идеи, а есть ли у нас ценности, за которые мы отдадим жизнь? Для вас есть ценность выше ценности человеческой жизни?
Валерий Гергиев: Нет, безусловно, нет. Мне очень трудно высказываться на эту тему. После событий в бесланской школе я эти вопросы не комментирую. Ощущение возникает…
Не хочется говорить о бессилии, не хочется говорить "а что тут поделаешь" — мне из себя трудно эти слова доставать. А что делать — не знаю. Государство стоит перед вопросом, как своих граждан — свою главную ценность, богатство — уберечь от любой беды.
Валерий Гергиев Валерий Гергиев
Раньше думали о нападении извне, об угрозе с Востока, угрозе с Запада, угрозе с Юга, а сейчас появилась вот такая новая угроза. На новые угрозы нужны новые ответы. Этим должны заниматься все, кому дорога наша страна. Это и мы с вами, это и высокие руководители, это и силовые структуры.
Я думаю, силовые структуры сейчас напряжены и ищут такие новые ответы. А если музыканты начнут давать советы, это прямая дорога к новым бедам. Потому что моя профессия — дирижировать оркестром, руководить театром. Но, безусловно, перед обществом этот вызов стоит очень остро.
"ДП": Вы уже 23 года руководите Мариинским театром. Во многих областях за это время Россия сильно сдала, а Мариинка остается театром мирового уровня. Легко ли сохранять планку?
Валерий Гергиев: Если я буду говорить о том, какой великий Мариинский театр, или о том, каким великим он будет, кто потом это проверит и прокомментирует, насколько он великий? Вот директор Михайловского театра Владимир Кехман обещает вывести свой театр чуть ли не в десятку ведущих театров мира. Я даже не знаю, входим ли мы, Мариинский театр, в эту десятку. Тут важно, чтобы дела совпадали с заявлениями. Это относится к любому руководителю.
Мы в Мариинском театре сейчас не стоим перед проблемой, как себя пиарить, а мы стоим перед проблемой, как реально продолжать брать золото. Понимаете, на Олимпиаде у нас три золотые медали, и стоит вопрос: как реально набрать 10 золотых? По нагрузке на людей, по масштабности задач Мариинский театр, безусловно, находится в группе самых–самых мощных театров, можете поверить мне на слово.
Вопрос, какие будут впереди у нас следующие несколько сезонов, когда экономический кризис вроде бы уходит в прошлое. Вроде бы уходит, но это еще не вопрос 2–3 месяцев, это вопрос нескольких лет, которые нужны, чтобы мы поняли, что кризис позади, что с ним мы справились. Ведь произошло огромное сокращение бюджета.
"ДП": На протяжении вашего руководства были годы, когда ситуация была особенно критична?
Валерий Гергиев: Ну конечно. Кто–то говорит, что мы слишком много делаем! А мы привыкли так работать в 1990–е годы, когда никто никого не упрекал, когда все знали, что ничего вообще нельзя делать. Мы уже в 1989–1990 годах тут работали часов по восемнадцать в день и привыкли!
Если отставание между нами и некоторыми другими мировыми театрами тогда надо было измерять световыми милями, то сейчас разницы нет. Мы сейчас не уступим ни в одном цехе, если можно так выразиться. Я не говорю, что мы лучшие, но не уступим, и все!
"ДП": Что помогло вам преодолеть трудности?
Валерий Гергиев: Вы сейчас сидите в Концертном зале Мариинского театра, который очень малая группа людей под моим руководством построила за 15 месяцев. Микроскопическая группа и самые настоящие друзья театра, мои друзья! Здесь чудо–акустика. Концертный зал, который появился в 2006 году, — огромное подспорье для театра. Здесь сейчас стоит орган, лучший в России.
Мы все–таки многое сделали благодаря поддержке государства и сильных партнеров театра. Не на интервью много понастроили — я даже боюсь попасть в эту блестящую когорту людей, которые сотрясают воздух успехами в основном в рассказах, — а на деле! Надо дело делать.
"ДП": Есть "Метрополитен" в Нью–Йорке, "Ковент–Гарден" в Лондоне. Может, Петербургу стоит использовать культуру как рычаг, чтобы стать членом элитного клуба мировых городов?
Валерий Гергиев: Мне кажется, городская инфраструктура и реноме Петербурга в мире достаточно продвинуты, очень многое создано в XVIII – XIX столетии, мы очень многое сохранили от Екатерины Великой, даже от Петра. Сейчас все думают о том, как развиваются современные города. И японцы думают — те, которых расписывают в газетах как страну, которая вот–вот уступит второе место Китаю. Дескать, экономическая мощь Китая растет, а у Японии уже старая экономика.
Поверьте мне, японцы очень много думают о том, какими будут через 10 – 15 лет их крупные и даже малые города. А еще бурно развиваются Малайзия, Вьетнам, Гонконг… В Гонконге строят сумасшедших масштабов культурный центр на земле, которую отобрали у океана. Они вложат в него $ 2,5 млрд, и я думаю, они справятся.
Я абсолютно не скрываю, что петербургский бизнес — и это наверное, мой недочет — пока мало участвует в жизни, в масштабной творческой деятельности Мариинского театра, которая направлена прежде всего на благо и процветание Петербурга как культурного центра.
"ДП": Мне кажется, первенство в культуре помогло бы Петербургу и как деловому центру?
Валерий Гергиев: Мариинский театр, безусловно, и в числе крупных первых налогоплательщиков в городе — среди учреждений культуры, спорта, образования, наверняка. В идеале, в планах мы будем вести дело к тому, чтобы дать городу очень сильный толчок на самые смелые проекты развития. Не обязательно рассчитывать на то, что будет через 20 лет, можно решать вопросы через год–два вполне успешно. Я думаю, мы будем и с Валентиной Ивановной работать, и с ее командой.
Сегодня, мне кажется, город может решительнее помогать театру и фестивалям Мариинского театра. Сейчас в этом смысле поддержка минимальна, или вообще ее нет. Я не говорю, как бы жалуясь, да, собственно, я никогда и не докучал Валентине Ивановне. Нам бы построить вторую сцену, но и за проблемой второй сцены мы не должны закрывать глаза на то, что необходимо сегодня.
"ДП": Построите в срок?
Валерий Гергиев: Построим, если не будет специально разработанных проблем. Эта стройка может идти до 2020 года, ведь Северо–Западная дирекция получает несколько миллионов долларов независимо от того, строится что–то или нет. Они будут получать миллионы долларов — какая им разница, 2011 год или 2021 год, раз государство будет платить.
Все очень просто: любой строитель будет держать 20 объектов, чтобы ему продолжали платить. Это уже дети знают! Вторую сцену должны были уже давно сдавать — и в 2008 году объявляли, и в 2009 году ждали, что театр будет построен. Сейчас ждем декабря 2011 года. Система, которую заложил бывший глава Министерства культуры Михаил Швыдкой, несовершенна. В Петербурге это понятно абсолютно всем. Были созданы дирекции с их сумасшедшими раздутыми бюджетами.
В других странах строят грандиозные театры и делают это вдвое–втрое дешевле, чем в России. И в четыре раза дешевле делают. Это абсолютно точно. Когда один из москвичей года три назад пытал Минэкономики, которое не хотело давать еще несколько сотен миллионов долларов на реконструкцию Большого театра, он ссылался на то, что якобы в Китае на пекинской площади Тянаньмэнь построили новый большой театр за $4 млрд. Он ровно в 10 раз увеличил сумму.
Я знаю, я просто этот театр открывал, извините за маленькую деталь. И я очень хорошо информирован о том, сколько стоит такой проект в Китае. В рамках этого проекта там создано четыре зала! И они выдержали эти рамки: объявили стоимость $ 400 млн — и осталось $ 400 млн. Мы объявили $ 100 млн — и довели эту сумму уже до более чем полумиллиарда.
"ДП": Чего вы хотите добиться в университете?
Валерий Гергиев: В университете я надеюсь создать возможности для тысяч молодых людей общаться с ведущими лидерами, независимо от того, представляют ли они Россию, Америку, Африку, Новую Зеландию или Бельгию, Голландию. На своем жизненном пути я общался с большими мыслителями, лауреатами Нобелевской премии, писателями, философами, конечно, артистами, деятелями кино, крупными режиссерами. Меня не удивило, что Кэтрин Бигелоу, с которой мы работали над фильмом "К–19", записывали музыку к этому фильму, получила главного "Оскара" в этом году.
Университет имеет огромные, я бы сказал, уникальные возможности помочь молодым людям открыть для себя мир, лучшее в мире, что даст им тот необходимый динамизм, который так необходим для движения вперед. Инвестировать в этот рост, помочь человеку с моим опытом, с моим положением кажется интересно.
Я совершенно не думал о какой–то своей роли в деятельности университета: в нем работает достаточно много специалистов. Но речь зашла о том, что на факультете искусств не столько надо отсидеть и администрировать — чего я не могу делать, — сколько видеть крупные возможности по всему миру, и прежде всего здесь, у нас, и развивать их.
"ДП": Как у вас на все хватает времени и энергии?
Валерий Гергиев: Не на все хватает, безусловно. Я думаю, не все я успеваю. Сейчас были почти 6–недельные гастроли, и мы почти все успели и в Америке, и в Гонконге, и в Финляндии. Около 20 выступлений в Штатах, четыре — в Канаде, четыре или пять — в Гонконге, четыре — в Финляндии, и везде были переполненные залы, кроме одного, в Филадельфии, на 3 тыс. мест, который мы включили в программу довольно поздно.
Все–таки магнит имени срабатывает, и репутация театра, и отдельных звезд, и я очень многое делал, и это в целом дает заряд какого–то интереса, надежды на что–то такое особое, что привез Мариинский театр. Люди идут на нас даже в кризис, и переполненные залы отмечали все. Кстати, сейчас крупные американские оркестры тоже проходят через кризис.
Мне кажется, для нас главное — расширять зрительскую аудиторию. В том числе и прежде всего через привлечение молодого слушателя. Часть этой молодой аудитории обязательно будет ходить на спектакли, концерты — и не только в Мариинский театр. А те, кто учится в нашем городе, уедут отсюда и увезут воспоминания о посещении театра.
"ДП": Вы выбираете композитора и потом стараетесь преподнести его публике в наиболее полном объеме?
Валерий Гергиев: Само собой. Смотрите, XX век: Шостакович, Прокофьев, Стравинский, само собой. XIX век — Чайковский, Мусоргский, Римский–Корсаков, само собой. Среди западных — Вагнер, Берлиоз, много Рихарда Штрауса, симфонический цикл Малера, Сибелиуса. У нас широкий репертуар, и какого–то географического принципа нет.
Американцы приложили много усилий, чтобы сейчас совместно с нами поставить оперу "Нос" Шостаковича. У них есть интерес к ранней опере Шостаковича — это, кстати, очень петербургская опера. Соответственно, можно говорить о том, что у нас есть интерес к французам или к итальянцам.
"ДП": А дома вы что слушаете?
Валерий Гергиев: Баха, классику в любом количестве. Я слушаю большое количество музыки, когда успеваю, но это могут быть и более или менее современные произведения, XX столетия, — Барток, безусловно, наши Прокофьев и Стравинский.
Самое главное, что, может быть, сегодня нужно обозначить, — из ваших вопросов один для меня суперважен: что может Мариинский театр сделать для города? Что город, соответственно, может сделать для Мариинского театра? И вместе, театр, Эрмитаж, другие культурные институты Петербурга, мы можем многое.