Стоит ли продвигать свои товары в блогах и социальных сетях

Автор фото: Reuters

Отношение в блогах и в социальных сетях к компаниям, которые продвигают там свои услуги и товары, скорее негативное, чем доброжелательное.

Производитель обуви Ralf Ringer работает в блогах и социальных сетях с 2008 года. "Не сомневаюсь, что за продвижением web2.0 будущее, но не настоящее, — говорит руководитель отдела рекламы и PR компании Александр Греб. — Опираясь на наш опыт, скажу, что блоги как маркетинговые площадки для массовых производителей работают малоэффективно. Это скорее поле для товаров, имеющих нишевую аудиторию вроде стритрейсеров, маунтинбордеров и других, а также возрастной аудитории, например тинейджеров".
"В блогах еще как–то терпимы комментарии про книги, фильмы, концерты, — соглашается консультант по брендингу Виктор Тамберг. — Остальным можно забыть о том, чтобы засветиться со своим продуктом в известном блоге. Да, вначале многим казалось проще простого запустить слух в Живом журнале (ЖЖ). Ведь особенность блогосферы — личные контакты и высокая степень доверия, которую блогеры испытывают друг к другу, а значит, скрытое воздействие должно превзойти по эффективности любую рекламу.
Как бы не так! Авторитетные персоны оказались не по зубам желающим заработать на рекламе в блогах. Репутация важнее".
Директор по развитию агентства интернет–маркетинга Matik Артем Овечкин тоже считает, что блоги малоэффективны. "Там сложнее оставить комментарий с упоминанием компании, потому что либо есть премодерация, либо сам владелец блога нещадно убивает любые коммерческие сообщения", — поясняет специалист.
Стоит ли продвигать свои товары в блогах и социальных сетях Стоит ли продвигать свои товары в блогах и социальных сетях
Ярким примером отношения блогеров к скрытой рекламе может служить скандал, разразившийся в ЖЖ пару лет назад. Тогда несколько известных блогеров одновременно прочли в своих постах рекламу одной компании, замаскированную под комментарий. Негативная реакция сообщества не заставила себя ждать. С тех пор любая неудачная скрытая реклама, из которой, как говорится, торчат уши рекламодателя, зовется "утконосом".
Сегодня, по данным портала SuperJob, через блоги продвигают товары или услуги только 8% опрошенных маркетологов и 18% пиарщиков (всего же в опросе приняли участие 400 специалистов из всех округов РФ).
Впрочем, Артем Овечкин считает, что негативно относятся к продвижению не только блогеры. "Некоторым пользователям социальных сетей также за каждым положительным откликом видится "костлявая рука" маркетинга, — говорит он. — Любая попытка в позитивном ключе упомянуть конкретную компанию или марку обязательно сталкивается хотя бы с одним обвинением в спаме".
Возможно, причина кроется в том, что 89% пользователей социальных сетей, под данным исследования WorkPlace Media за 2009 г., воспринимают подобные ресурсы как способ поддерживать контакты в первую очередь с друзьями и семьей, но не как рекламные площадки. Лишь 11% респондентов состоят в "друзьях" у брендов.
Хотя Александр Греб готов назвать еще несколько причин, почему сегодня социальные сети не работают так, как, наверное, могли бы. Это и малый охват Интернетом целевой аудитории, и низкое качество участников соцсетей и блогосферы, под которым подразумевается возраст и доход, а также недостаточный таргетинг соцсетей.
По мнению директора агентства цифрового маркетинга "СОХО" Юрия Гладкого, в недружелюбности социальных медиа к компаниям виноваты сами рекламодатели.
"Цели пребывания в социальных сетях, стратегии поведения, смысла и опыта работы с аудиторией социальных сетей обычно нет, — говорит он. — Многие пробуют зарегистрировать акаунт на имя какого–нибудь ООО "Рога и копыта", пишут новости о дне рождения бухгалтера Зинаиды Петровны и насильно пытаются нагонять "в друзья" аудиторию в возрасте от 12 лет со всего земного шара. При этом такие активисты надеются, что их товары станут культовыми".

На заметку: инструменты маркетинга в социальных медиа: форумы, темы для блогов, мобильные приложения, вирусный маркетинг, комментирование, соцэнциклопедия, лидеры мнений, блог–маркетинг, экспертное мнение и еще 38 других инструментов (www.adeator.com).
До 400 рублей стоит сообщение под видом объективных отзывов о товарах и услугах в соцсети. Минимальная цена — 100 рублей. С целевой аудиторией общается не компания, а "такой же простой человек, как и все мы".
96% потребителей не придают значения продвижению торговой марки в соцсетях. Мнение о компании лишь у 12% респондентов может измениться, если компания активно продвигается в известных им соцсетях.