Отношение в блогах и в социальных сетях к компаниям, которые продвигают там свои услуги и товары, скорее негативное, чем доброжелательное.
Производитель обуви Ralf Ringer работает в блогах и
социальных сетях с 2008 года. "Не сомневаюсь, что за продвижением web2.0
будущее, но не настоящее, — говорит руководитель отдела рекламы и PR
компании Александр Греб. — Опираясь на наш опыт, скажу, что блоги как
маркетинговые площадки для массовых производителей работают малоэффективно. Это
скорее поле для товаров, имеющих нишевую аудиторию вроде стритрейсеров,
маунтинбордеров и других, а также возрастной аудитории, например
тинейджеров".
"В блогах еще как–то терпимы комментарии про книги, фильмы,
концерты, — соглашается консультант по брендингу Виктор Тамберг. —
Остальным можно забыть о том, чтобы засветиться со своим продуктом в известном
блоге. Да, вначале многим казалось проще простого запустить слух в Живом журнале
(ЖЖ). Ведь особенность блогосферы — личные контакты и высокая степень
доверия, которую блогеры испытывают друг к другу, а значит, скрытое воздействие
должно превзойти по эффективности любую рекламу.
Как бы не так! Авторитетные персоны оказались не по зубам
желающим заработать на рекламе в блогах. Репутация важнее".
Директор по развитию агентства интернет–маркетинга Matik
Артем Овечкин тоже считает, что блоги малоэффективны. "Там сложнее оставить
комментарий с упоминанием компании, потому что либо есть премодерация, либо сам
владелец блога нещадно убивает любые коммерческие сообщения", — поясняет
специалист.
Читайте также:
Россия – на 10-м месте в мире по количеству блогеров
Ярким примером отношения блогеров к скрытой рекламе может
служить скандал, разразившийся в ЖЖ пару лет назад. Тогда несколько известных
блогеров одновременно прочли в своих постах рекламу одной компании,
замаскированную под комментарий. Негативная реакция сообщества не заставила себя
ждать. С тех пор любая неудачная скрытая реклама, из которой, как говорится,
торчат уши рекламодателя, зовется "утконосом".
Сегодня, по данным портала SuperJob, через блоги продвигают
товары или услуги только 8% опрошенных маркетологов и 18% пиарщиков (всего же в
опросе приняли участие 400 специалистов из всех округов РФ).
Впрочем, Артем Овечкин считает, что негативно относятся к
продвижению не только блогеры. "Некоторым пользователям социальных сетей также
за каждым положительным откликом видится "костлявая рука" маркетинга, —
говорит он. — Любая попытка в позитивном ключе упомянуть конкретную
компанию или марку обязательно сталкивается хотя бы с одним обвинением в
спаме".
Возможно, причина кроется в том, что 89% пользователей
социальных сетей, под данным исследования WorkPlace Media за 2009 г.,
воспринимают подобные ресурсы как способ поддерживать контакты в первую очередь
с друзьями и семьей, но не как рекламные площадки. Лишь 11% респондентов состоят
в "друзьях" у брендов.
Хотя Александр Греб готов назвать еще несколько причин,
почему сегодня социальные сети не работают так, как, наверное, могли бы. Это и
малый охват Интернетом целевой аудитории, и низкое качество участников соцсетей
и блогосферы, под которым подразумевается возраст и доход, а также недостаточный
таргетинг соцсетей.
По мнению директора агентства цифрового маркетинга "СОХО"
Юрия Гладкого, в недружелюбности социальных медиа к компаниям виноваты сами
рекламодатели.
"Цели пребывания в социальных сетях, стратегии поведения,
смысла и опыта работы с аудиторией социальных сетей обычно нет, — говорит
он. — Многие пробуют зарегистрировать акаунт на имя какого–нибудь ООО "Рога
и копыта", пишут новости о дне рождения бухгалтера Зинаиды Петровны и насильно
пытаются нагонять "в друзья" аудиторию в возрасте от 12 лет со всего земного
шара. При этом такие активисты надеются, что их товары станут культовыми".
На заметку: инструменты маркетинга в социальных медиа: форумы, темы для блогов, мобильные приложения, вирусный маркетинг, комментирование, соцэнциклопедия, лидеры мнений, блог–маркетинг, экспертное мнение и еще 38 других инструментов (www.adeator.com).
До 400 рублей стоит сообщение под видом объективных отзывов о товарах и
услугах в соцсети. Минимальная цена — 100 рублей. С целевой аудиторией
общается не компания, а "такой же простой человек, как и все мы".
96% потребителей не придают значения продвижению торговой марки в соцсетях.
Мнение о компании лишь у 12% респондентов может измениться, если компания
активно продвигается в известных им соцсетях.