Миф о здоровом образе жизни

Автор фото: "ДП"

Понятие здорового образа жизни формируется определенными продуктами, представленными в виде физкультуры, фитнеса, питания, различных видов йоги и спорта. О том, способствует ли в реальности это представление поддержанию здоровья или здоровый образ жизни — некий PR-продукт, на котором делают большие деньги, рассказывает в своей статье исследователь мировых традиций и культур, основатель и глава этнического центра "ИНБИ", писатель Олег Чернэ.

Олег Чернэ - в течение более чем 25 лет постоянных путешествий по миру и исследований древних традиций приобрел обширные знания в области внутренних воинских искусств; проходил обучение у многих знаменитых и уважаемых даосских мастеров, в частности, У Бэи, а также мастеров других традиций; автор более 20 книг о различных мировых культурах и практиках.
Собственный жизненный опыт бездумного участия в "забеге на пути к оздоровлению" привел меня к печальным выводам: больше здоровья оказалось потеряно, чем приобретено. К сожалению, на уроках физкультуры нам впаривали нечто, не имеющее никакого отношения к слову "культура".
В школьный период формируется вся физическая система человека - укрепляются мышцы ребенка и телу задается либо симметричное развитие, либо ассиметричное. В результате ребенок обретает внутреннюю опору для своего тела, для нормальной циркуляции крови и дыхания, либо (часто на всю дальнейшую жизнь) частично или полностью утрачивает ее. В школе формируется и скелет ребенка, своеобразная опора не только для движений тела, но и для устойчивости психики.
Проблемы со скелетом могут быть вызваны множеством причин, например: неправильными нагрузками или их отсутствием, а также неправильным положением учащегося в классе. Если скелет не становится для ребенка осознанно понимаемым, если он его не чувствует, то соответственно не вырабатывает контроль над развитием своей опорно-двигательной системы в целом. По сути, в этом случае в ребенке закладываются предпосылки для измененного, мутированного развития. Наблюдая за людьми, движущимися по улицам, я хорошо вижу их проблемы, связанные с опорно-двигательной системой, — искривление позвоночника, плохая подвижность в стопе, блокировка колен, зажатость бедер и т. д.
Часто люди даже не понимают, что возникающие в их теле болезни связаны с потерей оси, которая вызвана либо недоразвитием, либо переразвитием опорно-двигательного аппарата или мышечной массы. А обращение к физкультуре, фитнесу или спорту как спасению от этих напастей в условиях несимметричного распределения усилий в скелете и мышцах создает не более чем просто аэробную нагрузку на организм. Эта нагрузка лишь усиливает перегонку крови и развитие уже переразвитых частей тела. Дело в том, что "выработанная" форма тела опирается на условия, в которых тело уже пребывает, и, вместо того чтобы переделывать свой скелет, расслаблять мышцы, если они перекачаны, или простраивать их, если они не развиты, человек создает своему телу условия для еще большей потери симметричности.
Основой для организма является опорно-двигательный аппарат. Если ребенка еще в начальных классах не научить двигаться в нужном ритме, задействуя все тело целиком, а не отдельные его части, возникают условия для формирования поверхностного дыхания и, как следствие, блокировки легочной диафрагмы, после чего дыхание человека теряет присущую от природы естественность и не может быть глубоким. В результате изменяется ритм работы сердца. Если при этом ребенок носит неправильную обувь (с чересчур жесткими супинаторами или смещенной подошвой, не дающей стопе надежной опоры), это также нарушает правильное развитие его скелета. А если скелет не развиваться правильно, происходит потеря равновесия, что ведет к несимметричному расположению органов тела, ищущих для себя удобного места. В результате "проваливаются" почки, смещается печень, ослабевает сердце, увеличиваются легкие и т.д. и т.п.
Давайте попробуем разобраться в принципах по-настоящему здорового образа жизни с позиции физкультуры.
Итак, скелетно-мышечный аппарат человека — очень тонкий инструмент, который надо уметь настраивать, восстанавливать и самое главное — расслаблять. Но расслаблять — не значит, трясти частями тела, это значит, совершать определенное внутреннее усилие, заставляющее мышцы и кости наполняться энергией. Если не научиться этого делать, то перенапряжение мышц и скелета переходит в неврозы и эмоциональные выбросы. При больших статических нагрузках сидячего образа жизни слушать и контролировать тело невозможно.
Подвижная нагрузка, безусловно, нужна, но не в защиту от статической нагрузки, а как помощь ей. Для начала надо разобраться с тем, как выстраивать правильную статическую нагрузку, поскольку прежде всего именно она так важна для укрепления скелета. Подвижная нагрузка не укрепляет скелет, она лишь поддерживает его. К тому же при подвижной нагрузке сложнее концентрироваться и контролировать свои движения, и они легко переходят в разряд "дурных" и неосознанных. В этих случаях дети, например, начинают кричать, выражая эмоцию, которая снимает внутреннее напряжение. Тогда это становится уже не физкультурой, а бессознательной терапией от психического подавления. По сути, все, что сейчас считают физкультурой, ею не является. В лучшем случае это лишь психологическая разгрузка.
Что можно предложить родителям? Отдавайте своих детей в такие виды спорта, обучайте их таким практикам, в которых первичен ритм. Это бальные и народные танцы, причем вторые предпочтительней, такие виды боевых искусств, как капоэйра (в основе которой понимание ритма), возможно, многоборье.
Какую пользу способна приносить физическая культура? Первое — это дисциплина действий; второе – знания о построении и развитии тела, которые действительно делают физическую нагрузку культурой; третье — при вовлеченности в спорт это занятость, которая не оставляет времени на безделье или вредные привычки.
Фитнес
"Признаю, что все эти годы я заблуждался, считая, что большие физические нагрузки помогают". Кеннет Купер, основатель аэробики
C вторжением телевидения в нашу жизнь появилась возможность создавать картинку здорового образа жизни, вызывая у зрителя желание соответствовать этому образу, что и требуется для индустрии потребления. Одним из продуктов этой индустрии стал фитнес.
О том, что сильные мышцы не гарантируют здоровья ни физического, ни психического, потребителю фитнеса знать необязательно, ведь перед фитнесом не стоит задача заботиться о здоровье. И индустрия работает, загоняя людей в залы. Одна из подобных генеральных идей — престижность того, кто пользуется услугами фитнеса, ведь это пользователь избранный: посещает "особые места" за "особые деньги". Но результат пользования предопределен: фитнес и здоровый образ жизни, извините, несовместимые понятия по определению. Фитнес создает лжекартину мира здорового образа жизни, являясь лишь инструментом развлечения, что, конечно, само по себе неплохо.
Строить тело и быть здоровым — это искусство, которое не может быть освоено даже за счет самых изощренных тренажеров. Кто сказал, что накаченные мышцы — это здоровье? Действительно здоровыми мышцы могут быть, только если они увязаны друг с другом, соединены с энергетическими меридианами тела и имеют необходимую симметрию.
Почему эта массовая индустрия столь притягательна для потребителя? Она умело эксплуатирует идею физической культуры, которую сама физкультура не вытянула. Фитнес предлагает "быть в форме". Вопрос — в какой форме, если он не снимает стрессы, а только прячет их. Во время физической нагрузки происходит сжигание энергии, это и приводит к лжеощущениям, что человеку от нагрузок становится легче.
Основные проблемы, с которыми сталкивается человек, занимаясь фитнесом:
— износ коленных суставов из-за неумения правильно располагать нагрузку на ноги в заданном ритме;
— отсутствие координации в движениях из-за несконцентрированного выполнения упражнений;
— нарушение симметричности развития мышц из-за быстрых подъемов, спусков, неправильного сгибания и разгибания тела;
— блокировка физического развития из-за непонимания разницы в физическом строении мужчин и женщин;
— перерастяжение сухожилий из-за неправильной нагрузки при выполнении растяжек, непонимание, как различные сезоны влияют на физическую и энергетическую активность организма, а также непонимание активности лунного месяца (не всегда полезно "растягиваться", например, в новолуние, так как возникает энергетическая недостаточность);
— увеличение нагрузки на сердце в попытке реализовать идею похудения, приведения себя в соответствие с разрекламированным стандартом;
— нарушение опорно-двигательной системы, костного каркаса из-за использования неправильной обуви;
— энергетическая разбалансировка тела из-за неумения комбинировать физическую активность.
Современный фитнес дискредитирует глубину и знания подлинных искусств, таких как танцы, йога, боевые искусства (например, тайцзи), и предлагает суррогат из различных упражнений. В результате, у человека формируются ложные представления о серьезных практиках, и он может никогда так и не прийти к их неформальному восприятию. Вообще, реальные знания и практики могут передавать люди не менее 5–7 лет сами по-настоящему вовлеченные в процесс познания, тогда как период подготовки специалистов по фитнесу исчисляется несколькими месяцами.
Однако в фитнесе есть и позитивные моменты. Это технология тренинга, который может побудить человека к развитию. Если бы фитнес был своего рода начальной фазой для перехода к более глубокому и серьезному отношению к своему развитию, тогда это технология что надо.
Здоровый образ жизни — это не восстановление себя от постоянных стрессов и проблем, а развитие, опирающееся на здоровое сознание, сильную энергетику и дух. Проблема человека сегодня проста: он не понимает, что фитнес и спорт не могут дать истинного здоровья, потому что культура развития человека не может быть исключительно физической.
Материал предоставлен сайтом www.olegcherne.ru
Полная версия текста