Две четверти пути

Ровно два года назад под звуки колокольного звона Московского Кремля и хора "Славься" из оперы Михаила Глинки "Иван Сусанин" вступил в должность президент России Дмитрий Медведев. Главой страны стал ученый-цивилист, в недавнем прошлом председатель совета директоров ОАО "Газпром" и глава администрации президента Владимира Путина.

Российское общество, от школьников до пенсионеров и от клерков до олигархов, прекрасно понимало, что именно Владимиру Путину Медведев был обязан своим избранием. Однако многие из тех, кто не приветствовал жесткий и, несомненно, авторитарный стиль правления Путина, надеялись на перемены.
Вообще избрание Медведева президентом всколыхнуло в обществе надежды и опасения. Кто-то ждал от нового президента либерализации (пусть даже сверху), кто-то именно этого и боялся. Одни хотели бы наращивания личного политического потенциала Медведева за счет девальвации влияния Путина, другие считали, что менять ничего не надо: Россия не переживет еще одного периода свобод.
Сам Медведев в инаугурационной речи пообещал: "Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой, - дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, новых возможностей для граждан". Оправдались ли связанные с Медведевым ожидания?
Выполнил ли он свои обещания? Ответить на этот вопрос после 2 лет его правления непросто.
С одной стороны, президент сказал много правильных слов - и о торжестве закона, и о борьбе с коррупцией, и о модернизации. Дела, с другой стороны, были вовсе не столь решительными, как заявления. Уровень коррупции в стране по-прежнему остается на запредельно высоком уровне, о модернизации говорят в будущем времени, а о торжестве закона многое могли бы поведать граждане, задержанные органами правопорядка во время осуществления их конституционного права на свободу собраний.
Некоторые, особенно на Западе, разочарованы российским президентом. Так, Дмитрий Медведев не попал в список 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time и, наоборот, был включен журналом в список "наименее влиятельных деятелей" (вместе с Леонидом Тягачевым).
Однако те, кто ставит Медведеву "неуд", не учитывают важного обстоятельства. Ведь президенту пришлось - и приходится - балансировать между правящими группировками, которые порой отчаянно борются за власть и влияние, но в целом кажутся удовлетворенными статус-кво. Статус-кво, при котором каждая из групп получает свой кусок национального пирога.
Дмитрию Медведеву осталась еще половина президентского срока. Еще вполне возможно, что воля - или обстоятельства - приведут главу государства к решениям, которые изменят этот статус-кво.