С 1 июля автомобилистам благодаря приказу Минздрава понадобятся новые аптечки. Состав автомобильной аптечки меняется коренным образом: из нее исключат все медикаменты.
Перемены принес приказ Минздравсоцразвития "О внесении
изменений в приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации от 20 августа 1996 г. №325".
Документ вступает в силу с июля и меняет состав
автомобильной аптечки коренным образом: из нее исключат все медикаменты. Зато,
по новым правилам, в аптечке станет больше перевязочного материала — всего
около 10 видов (бинты, пластыри и т.д.). Также в ней должны будут находиться
ножницы, шина, воздуховод и инструкция по применению аптечки.
Как полагают участники рынка, новые правила могли быть
введены в связи с тем, что Минздрав посчитал, что автомобилист способен оказать
себе лишь первую, но не медицинскую помощь и это облегчит прохождение
техосмотра.
За счет этого, как сообщили участники рынка, стоимость
продукта может стать ниже не более чем на 10–15%. Как рассказали в сети аптек
"Фиалка", стоимость исключенных из состава аптечки медикаментов составляет не
более 40 рублей. "Большая часть денег уходит на перевязочные материалы, жгуты,
ножницы и, конечно, упаковку. Поэтому в среднем стоимость единицы будет дешевле
максимум на 60 рублей", — подсчитали в компании.
За счет обновленного состава срок годности аптечек удлинится
с 1,5 до 5 лет, и, значит, заменять их нужно будет почти в 3 раза реже. В связи
с этим некоторые производители прогнозируют падение своих оборотов и выручки.
"Думаю, покупать станут меньше, — считает генеральный
директор петербургского ЗАО "Виталфарм" Вячеслав Андросов, выпускающего
ежемесячно до 200 тыс. аптечек. — Мы планируем производить больше других
видов этого продукта, например аптечек для производств". Производитель также
намерен поддержать обороты, распространяя такую продукцию в ретейле. Компания
уже сейчас ведет переговоры о продажах в сетях.
Другой производитель, воронежская компания "Мирал",
продукция которой также представлена в Петербурге, считает, что спрос упадет не
более чем на 5%.
"Рынок сейчас еще не заполнен, и аптечки есть не у всех.
Поэтому возможности роста даже по новым правилам сохраняются", — утверждает
генеральный директор компании Леонид Дежурный. Помимо этого, изменения будут
плавными, и рынок успеет приспособиться к переменам в течение 1,5 лет. Дело в
том, что аптечки, выпущенные до 1 июля, можно продавать и использовать до
окончания срока годности, но не позднее 31 декабря 2011 года, говорится в
приказе Минздрава.
В прошлом рынок производства аптечек уже переживал
глобальные изменения в связи с обновлением их состава, которые произошли в марте
1997 года и одновременно затронули все регионы России. Тогда рынок оказался не
готов произвести такое количество аптечек. Тогда возник дефицит, на фоне этого
автомобилистов массово штрафовали.
Все это привело к спекуляции товаром — перекупщики
реализовывали продукцию в несколько раз дороже, вспоминает Леонид Дежурный.
После этого на рынке производства аптечек возникла стагнация, продлившаяся до
2000 года. "Только с 2000 года рынок начал оживать, вновь появился спрос.
Поэтому для нас лучше плавные перемены", — подытожил он.
Сейчас на российском рынке работают около десятка
производителей автомобильных аптечек, которые реализуют продукцию по всей
России, и несколько десятков более мелких, которые работают только в
регионах. Увеличения числа игроков за счет облегченного состава ожидать не
стоит, считают участники рынка.
"По моей информации, с момента подписания приказа о новом
составе аптечек было зарегистрировано всего лишь три новых производителя в
России", — отметил Леонид Дежурный.
В Петербурге ежемесячно реализуется более 8 тыс. автомобильных аптечек. Оборот этого рынка в городе в среднем составляет более 2 млн рублей.
В Петербурге ежемесячно реализуется более 8 тыс. автомобильных аптечек. Оборот этого рынка в городе в среднем составляет более 2 млн рублей.