Деловой этикет: письма… письма лично по мэйлу пишу…

Этот особый эпистолярный жанр — электронное послание — появился уже давно. Мы переписываемся по e–mail и icq, общаемся на форумах, в чатах, в блогах и в социальных сетях.

В переписке мы часто используем разговорный стиль, а для выражения эмоций ставим смайлики. Кроме того, появилась невиданная доселе возможность общаться анонимно, а это провоцирует некоторых на такую грубость и хамство, какую они вряд ли позволили бы себе при живом общении. Но можно ли сказать, что этикет общения изменился? Нет.
Манера общения человека независимо оттого, где он находится — на деловом совещании, на светском приеме или в Интернете, — зависит исключительно от его уровня культуры. Причем в этот культурный уровень входит и понимание уместности того или иного стиля разговора. Например, смайлики или "албанский" язык, очень удобный для тех, кто плохо владеет русским письменным, не могут быть использованы для делового общения.
Говоря о правилах электронной переписки, нельзя не упомянуть обязательное приветствие и обращение. Казалось бы, это очевидно, однако в Интернете встречаются руководства по сетевому этикету, в которых говорится, что при деловой переписке по электронной почте обращения и приветствия можно опускать. Конечно, это не так.
В реальной жизни или в бумажном письме, обращаясь к человеку, мы здороваемся и называем его по имени. В электронной переписке поступают точно так же. Конечно, если мы обмениваемся несколькими письмами с одним и тем же человеком в течение дня, тогда, действительно, можно сразу переходить к делу. Но общий принцип такой: не стоит экономить на вежливости.
Этикет во многом основан на удобстве и здравом смысле, и этикет электронного письма не исключение. Отвечая на письмо, обязательно сохраняйте контекст общения, чтобы получатель сразу мог понять, о чем идет речь. Чаще всего стоит оставлять всю предыдущую переписку без купюр. В конце концов, у всех уже в наше время высокоскоростной Интернет, и нет смысла экономить сотню байт на цитировании.
Если вы хотите поговорить с собеседником по нескольким разным, не связанным друг с другом вопросам, напишите несколько писем, каждое из которых будет посвящено ровно одной теме. Это значительно упростит общение.
И еще очень важный момент: письма должны быть короткими. Оптимально — 10 строк, во всяком случае в них должна уместиться основная мысль и цель письма. А ниже можно дать развернутое пояснение.