Тюрьма на обочине

Комитет Госдумы по законодательству отказался принимать без обсуждения внесенный правительством законопроект о введении уголовного наказания за блокирование автотрасс и железных дорог.

Проект закона предусматривает за эти действия от 2 до 4 лет лишения свободы или 100 тыс. рублей штрафа. Как известно, правительство России обычно добивается от Думы того, чего хочет. Тем более что в первом чтении законопроект уже принят и, возможно, после косметических правок закон попадет на стол президента.
Закон, очевидно, призван сдержать массовые протесты населения в сложный для экономики период. Предлагаемые меры можно назвать карательными: ведь сейчас гражданин, вышедший протестовать на железную дорогу, рискует штрафом в 2,5 тыс. рублей или в крайнем случае 15 сутками ареста. Годы заключения за протест - совсем другое дело.
Тут суровость закона явно вызвана политическими причинами. Тяга правительства протолкнуть закон как можно скорее объяснима, ведь перекрытие дорог как средство протеста крайне эффективно. К примеру, во время известных пикалевских событий длина пробки составила 400км. Сама дорожная сеть в России в отличие, например, от США устроена так, что перекрытие одной дороги может парализовать жизнь целого региона.
Ведь у нас дороги связывают не поселения друг с другом, а центр с периферией. Знакомая ситуация: чтобы попасть из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 10км, нужно ехать за 100км через райцентр. Так что поди не прислушайся к требованиям людей, если они перекрыли магистраль.
Меры правительства, однако, могут привести не к тому эффекту, что ожидается. Если закон будет принят, по статье, которую кто-то резонно может назвать политической, может пойти не только сторонник Лимонова, как раньше. Колония грозит и бабушке, вышедшей протестовать против задержки пенсии, шахтеру, возмущенному условиями оплаты, мамаше, которая не может устроить ребенка в детсад.
Надежда, как всегда, на то, что прекрасный закон, принятый в Москве, дойдет до глубинки примерно в том же виде, что и грузовик с устрицами, если его отправить малым ходом с "Охотного ряда" в какой-нибудь тувинский поселок.