Борьба с коррупцией. Часть вторая

Президент Дмитрий Медведев, выступая в среду на заседании Совета законодателей, прискорбно признал, что борьба с коррупцией, объявленная им примерно год назад одной из самых приоритетных задач, не принесла существенных положительных результатов.

Продолжение борьбы следует, сказал Дмитрий Медведев. И предложил новые меры. В частности, ввести штрафы, кратные размеру взятки. Недовольство результатами антикоррупционных мер Дмитрий Медведев выразил фразой, которая могла бы посоревноваться в оригинальности с афоризмами Виктора Степановича Черномырдина, в его бытность председателем правительства РФ.
"Очевидно, что состоянием борьбы с коррупцией недоволен никто — ни наши граждане, ни чиновники, ни сами коррупционеры", — сказал президент. Если отсечь небольшой процент мазохистов, которые, вероятно, встречаются и среди коррупционеров, не просто понять, почему они недовольны неэффективностью мер, направленных против них.
Но может быть, и заскорузлые взяточники испытывают желание с понедельника начать новую жизнь, а обстоятельства и система не дают им осуществить свои мечты? Еще большее недоумение вызывает осведомленность Дмитрия Медведева в вопросе душевных терзаний коррупционеров. Не исключено, что и президенту кто–то время от времени исповедуется. Но почему имена "грешников" в таком случае не выносятся на общественный суд, а остаются в стенах Кремля? Ведь до тех пор, пока "реальные" коррупционеры подменяются "виртуальными", вся борьба с мздоимством будет развиваться по такому же сценарию и заканчиваться таким же финалом, как сражения с ветряными мельницами. И новая "штрафная" мера президента ситуацию вряд ли переломит.
На днях общественное движение по противодействию коррупции "Трансперенси Интернешнл" опубликовало исследование, вывод которого очевиден: ни одно государство не застраховано от коррупции. Разница лишь в том, как жители той или иной страны воспринимают уровень коррупции.
В России воспринимают как очень высокий. Выше только у Сомали и Узбекистана. Выводы из этого исследования хорошо коррелируются с другим, "лиричным" предложением Дмитрия Медведева — острой необходимостью менять ментальные привычки россиян. Ведь только тогда общественный суд над реальным коррупционером не будет восприниматься гражданами как наказание товарища за то, что он не поделился с кем надо.