Йорген Буль Расмуссен, президент группы Carlsberg, контролирующей "Балтику", уверен, что доля компании на рынке России, сейчас составляющая почти 40%, будет увеличиваться.
Однако Carlsberg планирует активнее развивать в России и
непивное направление.
"ДП": "Балтика" приносила около 40% прибыли Carlsberg.
Какова эта доля сейчас и не будет ли она меняться?
Йорген Буль Расмуссен: Она не сильно изменилась по сравнению
с 2009 годом, когда доля была чуть более 40%. Для Carlsberg Россия была и будет
очень важным рынком, мы вложили сюда более $12 млрд.
Хотя он несколько неустойчив из–за изменения
законодательства, но вместе с тем в долгосрочной перспективе мы считаем, что он
для нас перспективен.
Читайте также:
Петербургу компенсируют неполученные "пивные" доходы
"ДП": За 2009 год акционерам "Балтики" выплатили рекордную
сумму дивидендов. Не собираетесь ли вы уменьшать инвестиции в развитие бизнеса в
России?
Йорген Буль Расмуссен: "Балтика" является очень важной
частью Carlsberg, поэтому мы не планируем уменьшать инвестиции. Из–за кризиса и
повышения акцизов рынок пива упал, поэтому в ближайшие годы нам не потребуется
делать крупные инвестиции в расширение мощностей, в то время как ранее мы каждый
год инвестировали в производство и расширение штата.
"ДП": Рассчитываете ли вы, что доля "Балтики" на пивном
рынке России — почти 40% — будет увеличиваться?
Йорген Буль Расмуссен: Я думаю, что мы сможем каждый год
несколько увеличивать долю рынка "Балтики". Это основано на нашем опыте работы,
на нашей истории. Мы знаем, как производить пиво, у нас очень современные
заводы, мы покрываем всю территорию России, и у нас есть очень сильные бренды,
проверенные временем.
"ДП": Увеличить долю можно только за счет других игроков. Во
время кризиса небольшие компании оказались в более тяжелом положении, чем
крупные игроки?
Йорген Буль Расмуссен: Да, некоторые маленькие компании были
вынуждены уйти с рынка, но и некоторые большие компании также потеряли свою долю
на рынке в результате конкуренции. Но я считаю, что на свободном рынке это
нормально, когда в конечном итоге побеждают те компании, которые запускают
новинки, производят качественную продукцию, лучше работают с потребителями. При
этом мы, как крупная компания, ощущаем негативные последствия кризиса и
повышения акцизов: рынок меняется, в пивоваренной и смежных отраслях
(производство бутылки, банки, ячменя и др.) снижается занятость.
"ДП": В Петербурге доля "Балтики" составляет более 50%, а в
Москве — 25%. Не было ли идеи развивать какие–то бренды специально для
Москвы?
Йорген Буль Расмуссен: И да, и нет. Но мы, конечно, хотели
бы увеличить нашу долю на рынке Москвы. Она сейчас приближается к 30%. На таком
рынке, как Россия, при ее огромной географии мы должны применять разные подходы
к ведению бизнеса в Петербурге, во Владивостоке, в Ростове или в Москве. Мы
также должны не только лучше работать с каждым отдельным брендом, но и со всем
портфелем, размещать различные бренды в разных торговых точках.
Нам нужно лучше понимать наших потребителей: что им больше
нравится в плане вкуса или ситуаций и мест потребления. Нам также нужно лучше
работать в Москве.
"ДП": Когда обсуждалось повышение акцизов в России,
руководители пивоваренных компаний, в том числе вы, говорили о том, что это,
вероятно, приведет к увеличению потребления водки в России. Наблюдаете ли вы
этот процесс?
Йорген Буль Расмуссен: Речь шла о том, что снижение
потребления пива не приведет к снижению потребления водки. Если стоит задача
снизить общее употребление алкоголя в России, что мы как индустрия полностью
поддерживаем, то нужно что–то делать в отношении водки, так как она занимает 70%
всего чистого алкоголя, потребляемого в России.
В Западной Европе, например, доля потребления пива
составляет 40–50% от всего потребляемого алкоголя, а крепких алкогольных
напитков — 30%. В моей родной стране Дании правительство недавно обсуждало
минимальный возраст, начиная с которого можно покупать слабоалкогольные напитки
и крепкий алкоголь. Был принят закон, в соответствии с которым напитки с
содержанием алкоголя менее 16% — это пиво и некоторые сорта вина —
могут покупать граждане с 16 лет, а более крепкие напитки — с 18 лет. Таким
образом, было признано влияние крепких напитков на потребление алкоголя.
В прошлом году мы утверждали, что сильное повышение акцизов
несправедливо наносит ущерб пивной индустрии, в то время как реальная проблема с
употреблением алкоголя — это водка.
Однако нужно признать, что с тех пор правительство приняло
ряд мер, направленных на регулирование алкогольного рынка, например установило
минимальную цену на водку, сейчас есть предложения, которые должны еще усилить
эти меры. В результате политика правительства стала более сбалансированной в
этом вопросе.
"ДП": Уже 5 месяцев действуют новые акцизы, новые цены, и
есть итоги I квартала "Балтики", выручка которой снизилась на 42,6% по сравнению
с аналогичным периодом 2009 года. Чем вы это объясняете?
Йорген Буль Расмуссен: Негативное воздействие было вызвано
повышением цен, связанным с ростом налогообложения. Это действительно причина
падения продаж "Балтики". Но эти 42% не показательны, так как многие наши
клиенты и дистрибьюторы закупили дополнительные объемы в декабре 2009 года, до
введения новых акцизов.
Соответственно, в I квартале этого года они купили меньше
продукции, поэтому, с точки зрения потребителей, падение не выглядит как 40%,
оно меньше. Тем не менее это падение налицо, и связано оно с ростом цен.
Вместе с тем воздействие на рынок водки было не таким
серьезным: на водку акцизы повысили не так сильно.
"ДП": Пусть падение в I квартале не показательно. Но какое
падение продаж "Балтики" по итогам 2010 года вы прогнозируете?
Йорген Буль Расмуссен: Еще в начале 2010 года мы говорили,
что падение будет измеряться небольшой двузначной цифрой — 10–13%. Мы
сохраняем этот прогноз, потому что сейчас уровень потребительских цен выше, чем
был раньше.
Время покажет, правы мы или нет.
"ДП": Давайте поговорим о непивном направлении "Балтики",
которое активно развивается в последнее время. Какую долю в объеме продаж
"Балтики" могут составить продажи непивных напитков?
Йорген Буль Расмуссен: Пиво есть и всегда будет основой
бизнеса Carlsberg. Несмотря на это, на многих рынках мы продаем лимонады, воду,
уникальные напитки для женской аудитории и т.п. Например, "Балтика" запустила
освежающий напиток Eve. Мы также много внимания уделяем квасу. Что касается
российского рынка воды, то его рост в ближайшие годы будет продолжаться.
Конечно, по сравнению с пивом это небольшая доля наших
продаж. Может быть, мы будем больше развивать это направление, но все–таки
основой нашего бизнеса всегда будет оставаться пиво.