В течение 10 дней художник-портретист с мировым именем из Великобритании Александр Тэлбот Райс знакомил английских школьников, стипендиатов программы по поддержке молодых талантов, с русской культурой. "Деловому Петербургу" он рассказал о значении России для образования художника и причинах создания благотворительного проекта.
Десять талантливых школьников, победителей конкурса среди государственных
школ Уэльса, провели в Петербурге десять дней. Знакомство с главными
достопримечательностями города, изучение шедевров Русского музея, мастер-классы
от преподавателей Академии живописи им. И. Репина – все это, часть
образовательного процесса Academy Scholarship Programme, основанной Александром
Тэлботом Райсом.
Сегодня Александр Тэлбот Райс – художник с мировым именем, один из лучших
портретистов своего поколения. Ему заказывали свои портреты Королева Елизавета
II, Герцог Эдинбургский, Папа Римский Бенедикт XIV и Маргарэт Тэтчер. Но путь к
успеху был непрост. Несмотря на то, что предки Александра Тэлбота Райса ведут
род от одного из Принцев Уэльских и являлись покровителями искусств на
протяжении веков, будущий художник не нашел поддержки у родителей, когда решил
сделать живопись своей профессией. Собственный путь привел художника к созданию
благотворительной программы, которая даст талантливым подросткам необходимую
подготовку для реализации творческого потенциала. Обучение студентов проходит во
время летних каникул в течение пяти лет. После окончания школы они будут иметь
возможность присоединиться к студии Александра Тэлбота Райса в качестве
учеников.
"ДП": Как Вы пришли к соз
данию собственного благотворительного проекта?
Александр Тэлбот Райс: Если бы я был близок к смерти, как
это было в прошлом году в Афганистане, когда я ехал 500 миль через Гиндукуш на
лошади, было бы правильным обдумать, что я сделал в жизни более важное, чем мои
картины. Для меня большая честь нарисовать портреты Ее Величества Королевы, Его
Королевского Высочества Принца Уэльского, Его Королевского Высочества Герцога
Эдинбургского и леди Тэтчер, но в один прекрасный день они будут полностью
разрушены. Действительно созидательным творением является Академия Художеств им
И. Репина, где я обучался в течение двух лет. Я удостоен звания почетного
профессора Академии и являюсь ее представителем в Великобритании. Подобное
уважение много значит для любого художника, но в конечном итоге, изменение к
лучшему даже одной жизни, будет стоить тех трудностей, которые мне пришлось
пережить.
![Александр Тэлбот Райс со студентами на приеме в банке HSBC в Петербурге - спонсоре проекта. Александр Тэлбот Райс со студентами на приеме в банке HSBC в Петербурге - спонсоре проекта.](http://www.dp.ru/images/article/2010/08/11/27016e20-4d3a-4628-b917-092ec7e1fa5f.jpg)
"ДП": Почему программа носит именно благотворительный характер?
А.Т.Р.: Я понял, что лучшие студенты будут приходить от
наиболее широкой в процентном отношении части населения, тех, кто наиболее
голоден до обучения и кто, вероятно, был бы лишен возможности осуществлять
карьеру в изобразительном искусстве. Для меня было естественным начать с помощи
детям из местности, с которой моя семья имеет историческую связь, с тех, кто мне
близок и дорог. Поэтому, конкурс проводился среди государственных школ Уэльса. В
итоге были отобраны десять очень талантливых ребят из малообеспеченных
семей.
"ДП": Существует мнение, что успех - это 10% таланта и 90% – труда.
Надо ли помогать художественному таланту, Вы же добились успеха без поддержки?
Возможно, успеха достигают самые упорные, кто действительно этого
достоин?
А.Т.Р.: В Мариинском театре я объяснял студентам, как много
и тяжело трудится балерина, чтобы выглядеть столь совершенной на сцене. Также и
художник должен страстно стремиться к своей цели и много работать. С самого
раннего возраста я мог хорошо рисовать, и был поддерживаем в этом родителями. У
меня не было препятствий в виде доступности образования до тех пор, пока я не
принял решение стать художником. Я отправился во Флоренцию, где учился пять лет,
живя в англиканской церкви. И когда я приехал после этого в Петербург, денег у
меня не было. Я преподавал в Академии изящных искусств во Флоренции и
одновременно учился в Академии Художеств имени И. Репина. Но у меня за спиной
была моя семья, я был в ней уверен. Студенты, которых я привез в Петербург, при
других обстоятельствах, возможно, не смогли бы узнать и научиться тому, что
получают сейчас. У них отсутствуют теплые, доверительные отношения с родителями,
нет поддержки, которая может помочь в реализации глубинных желаний.
С другой стороны, я получил художественное образование довольно поздно. Если
бы я учился тому, чему учат их сейчас в их возрасте, а ребятам сейчас 14 -15
лет, то я достиг бы гораздо большего на настоящий момент. Я придерживаюсь в
живописи принципа раннего обучения как в балете, спорте, музыке, и считаю, что
это требует сбалансированного подхода в развитии разума, тела и духа. Помимо
обучения методам рисования и живописи, подготовки материалов, особое
внимание я уделяю философии и изучению работ великих мастеров. Поэтому,
неотъемлемой частью обучения являются культурно-образовательные поездки во
Флоренцию, Санкт-Петербург, Мадрид, Париж и Лондон.
И если в конечном итоге один или два участника проекта смогут реализовать
свой творческий потенциал, этого уже будет достаточно. Но я надеюсь, что
программа окажет влияние на всех ребят, на их жизнь, независимо от того, станут
они художниками или нет.
"ДП": Почему Петербург стоит в начале списка городов?
А.Т.Р.: Студенты начинают осваивать язык живописи, искусства
и этот уникальный язык существует в России, как ни в какой другой стране. Об
Академии Художеств им. И.Репина я узнал во Флоренции. О ней много там говорили,
но никто там не бывал. Среди художников Академия Художеств имеет почти
мифический статус. Мой успех в Европе обеспечен образованием, которое я получил
в России. Я очень ценю этот опыт и то, чему я здесь научился. В ближайшем
будущем я планирую осуществить подобную программу в Петербурге и привезти
молодых художников в Уэльс.
"ДП": Легко было найти средства на проект?
А.Т.Р.: Поначалу очень непросто. Сейчас, когда проект уже
запущен и успешен, многие хотят в нем поучаствовать, и я уже не беспокоюсь о его
будущем.
"ДП": До того как Вы добились признания прошло немало лет
напряженного труда. Вы верили, что рано или поздно станете успешным?
А.Т.Р.: По-настоящему успешный художник заботится об участии
в чем-то намного большем, чем его или ее собственная личность. Мы никогда не
будем достаточно хороши, но мы можем изучать словарь, который нам помогает
передавать истину. И известность важна лишь настолько, насколько она этому
способствует. В лучших своих произведениях мы являемся наблюдателями. И тогда,
рисуя, я боюсь дышать, словно могу разрушить чары. В таких случаях художник
становится средством для чего-то гораздо большего, чем он сам.