Целились в мигрантов, попали в туристов

После введения закона о регистрации малые отельеры -- гордость Петербурга -- вынуждены платить непомерные штрафы за формальные нарушения закона о миграционном учете.

УФМС активно проверяет малые отели и в случае несвоевременной регистрации иностранных граждан и неуплаты ими суммы в 2 рубля в день за туриста выписывает астрономические штрафы -- 400-800 тыс. рублей. А в случае с российскими туристами штрафы могут доходить и до 1,5 млн рублей. Для маленькой гостиницы это может стать катастрофическим финалом. В УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «ДП» ответили, что россиян отели также должны регистрировать согласно постановлению правительства, приказу ФМС и Кодексу об административных правонарушениях. Все это вызвало недоумение и возмущение в среде малых отельеров, и поэтому сегодня в Доме предпринимателя состоится заседание Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе, на котором рассмотрят эти проблемы. Сергей Морев, владелец хостелов «Друзья» и «Абрикос», был оштрафован на 400 тыс. рублей.
«Как не раз говорила Валентина Матвиенко, туристов в Петербурге всегда ждут, -- рассуждает Сергей Морев, -- но люди есть люди, и они теряют паспорта, миграционные карты, иногда приходят в отель с улицы». Именно такие случаи становятся препятствием в регистрации. Так, арт-отель Trezini был оштрафован УФМС на 1,3 млн рублей -- за иностранных и российских туристов в общей сложности. Владельцам малого отеля «Азимут» при аналогичных обстоятельствах был выписан штраф на 800 тыс. рублей.
Какие 2 рубля и за что?
Главная проблема, которая волнует отельеров, -- кто для кого работает -- мы для исполнения законов, или законы созданы для нас. «Два рубля -- это что, спрашивают нас иностранные туристы, -- рассказывает Сергей Морев, -- ведь они уже заплатили за визу от 35 до 350 евро и не понимают, какие 2 рубля в сутки и за что». Конечно, эти деньги -- формальность, и платят их не сами граждане, а отельеры. Все это понимают, но ФМС продолжает исправно собирать штрафы.
Как считают опрошенные «ДП» эксперты, закон о миграционном учете был направлен на борьбу с нелегальной миграцией. Но в данном случае «под разделку» по этому закону попали иностранные гости и отельеры. Но с развитием Интернета одиночных, не входящих в группы туристов становится все больше: они сами бронируют отели и билеты, получают визы и потом сами остаются один на один с российской действительностью. «Наша среда для иностранных туристов и так враждебна, -- говорит Сергей Морев, -- кириллица на вывесках, мало кто говорит по-английски, плохая транспортная инфраструктура, а еще и памятка на будущие посещения -- «ты нарушитель».
Против туризма
Отельеры хотят попросить губернатора Петербурга Валентину Матвиенко выступить с законодательной инициативой об изменении­ федерального закона, который, по их мнению, «работает против въездного туризма, является криминальным и коррупционным, поскольку предусматривает штрафы, несоизмеримые с совершенными правонарушениями».
«Но сегодня дело даже не в изменении закона, -- считает Анна Шишкина, директор арт-отеля Trezini, -- мы готовы его исполнять, только пусть нам объяснят, как именно: никто в малых отелях не знает про эти постановления и приказы­ ФМС». И Анна рассказывает, что в случае с иностранными гражданами постоянно возникают ситуации, когда нужна онлайн-связь с УФМС. Но такой связи не предусмотрено, так как на нее нет денег. Телефоны, как правило, в районных службах не отвечают.
Кроме того, обязательная регистрация является востребованной услугой для неорганизованных туристов, которые не оформляют частные приглашения, так как это требует такого количества усилий и справок, что легче купить туристическую визу и «прописаться» в отеле.
Стоит такая услуга порядка 1000 рублей за одного туриста. А владельцы расселенных квартир в окрестностях Невского на вопрос, как они решают вопрос с регистрацией постояльцев, отвечают, что «никак».
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты