00:0021 сентября 201000:00
117просмотров
00:0021 сентября 2010
Федеральный бюджет потратит на дополнительные меры безопасности в метрополитенах крупнейших российских городов 12 млрд рублей. В Петербурге освоят не меньше 2,5 млрд.
К 31 марта 2011 г. в российских метрополитенах произойдут глобальные изменения в системе обеспечения безопасности.
Одно из нововведений -- установка на всех станциях по всей стране рамок металлоискателей. Они обойдутся в 1,6 млрд рублей. Правда, пока непонятно, будут ли они рассчитаны на проверку всех пассажиров или только самых подозрительных. Получить комментарии в ФСБ РФ оперативно не удалось, а в Санкт-Петербургском метрополитене подчеркивают, что как раз это сейчас активно обсуждается. Не смогли прояснить подробности этого проекта и в комитете по транспорту СПб.
Помимо рамок в метро должны будут появиться и другие устройства. Самые простые из них -- уже в следующем году, а полностью новая система должна заработать к 31 января 2013 г.
На острие науки
Одним из самых дорогих устройств, которым планируется оснастить метро, будет комплекс обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов. Разработка как раз таких устройств -- один из недавних проектов РОСНАНО. Совместно с ООО «Двин» госкорпорация вкладывает в запуск производства таких комплексов 462 млн рублей. Если главе РОСНАНО Анатолию Чубайсу удастся договориться с силовыми структурами о поставке комплексов, разработанных именно на его площадке, эти инвестиции принесут неплохую прибыль: дело в том, что на закупку этих устройств отводится 3,7 млрд рублей.
«Сейчас каждый комплекс стоит 10 млн, а при запуске в серию -- 7 млн рублей», -- пояснил гендиректор ООО «Двин» Михаил Сапожников. Высокая цена обусловлена уникальным устройством, на основе которого собран комплекс -- портативный ускоритель дитронов.
«Нам уже звонили из Самарского метрополитена с вопросами о нашей продукции, но из Петербурга -- пока нет», -- говорит Михаил Сапожников.
В лучах рентгена
Самыми спорными из планируемых к установке в метро приборов являются рентгеновские. Этого оборудования в рамках программы планируется закупить много. На входах -- установки конвейерного типа, а в пунктах инструментального досмотра -- переносные рентгенотелевизионные комплексы. Но что будут из себя тогда представлять упомянутые в программе стационарные сканирующие рентгеновские установки на каждой из станций метро, специалисты предположить пока не берутся. Возможно ли, что силовые структуры планируют ввести рентгеновский досмотр всех пассажиров, пока непонятно.
Крупнейший в России производитель досмотрового рентгеновского оборудования -- ОАО «Мосрентген». Георгий Лебедев, заместитель руководителя отдела продаж компании, говорит, что теоретически сооружение такой крупной и быстродействующей установки, которая позволяла бы сканировать всех пассажиров, возможно, хотя серийно они пока нигде в мире не производятся. Он предположил, что речь будет идти о выборочной проверке подозрительных пассажиров. Но тогда эта установка будет дублировать функции рентгенотелевизионных комплексов, планируемых на пунктах инструментального досмотра. А главное -- стационарные рентгеновские комплексы, рассчитанные на индивидуальные досмотры, стоят около 4,5 млн рублей, тогда как, судя по объему средств, выделяемых на эти установки, они будут как минимум вдвое дороже.
В случае рентгеновского досмотра всех пассажиров метро встанет вопрос о вреде их здоровью. Ведь если досмотры в аэропортах не слишком вредны (большинство людей летает не так уж часто), то при рентгеновском облучении пассажиров 5 дней в неделю будут необходимы новые технические решения.
Затор
Как все планируемые меры безопасности скажутся на пропускной способности метро, сказать сейчас мало кто берется. К примеру, введение аналогичных мер безопасности в аэропортах после терактов в США в 2001 г. сократило пропускную способность терминалов вдвое, напоминает Олег Пантелеев, ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности. Но после того как авиапассажиры привыкли к таким нововведениям, пропускная способность почти вернулась к прежним показателям.
В Санкт-Петербургском метрополитене сообщили, что знают о программе. Но хотя средства на 2010 г. уже выделяются из бюджета, пока ничего так и не закуплено. Сейчас лишь составляются проекты установки оборудования и ведутся переговоры с правоохранительными органами о том, как не допустить падения пропускной способности метро при введении новшеств.
Если будет введена хотя бы одна из перечисленных мер -- пропуск в метро через рамки металлоискателя, это может привести к серьезным заторам при входе на станции. Даже в аэропортах уже смягчают меры безопасности. К примеру, в Европе многие из них уже отказались от ограничений на пронос в самолеты жидкостей. В России эта мера пока сохраняется (там, где она вообще действовала).
В ООО «ВВСС» (оператор аэропорта Пулково) отказываются обсуждать вопросы безопасности, хотя и говорят, что аэропорт полностью соответствует всем требованиям законодательства. Тем не менее рамки металлоискателей, к примеру, на входе в Пулково-2 работают не всегда, а в зоне вылетов в Москву пассажиры теперь могут не разуваться, а обойтись рентгеновским досмотром. Правда, Виталий Коренюгин, представитель авиакомпании SkyExpress, полагает, что большинство мер, предпринимаемых сейчас в аэропортах, все равно малоэффективны с точки зрения безопасности.
Вопрос финансирования
Олег Пантелеев полагает, что вводимые в метро меры безопасности будут временными. «Сперва рамки металлоискателей будут работать на полную мощность, но уже через день правоохранители неизбежно придут к необходимости перенастройки их на меньшую чувствительность, и реагировать они будут только на пассажиров с утюгами, -- предполагает он. -- Деньги, конечно, будут потрачены впустую, но все решения правительства -- исполнены в полной мере».
Тем не менее ни у кого из опрошенных экспертов нет сомнений в том, что все задуманное будет реализовано. Основная часть средств этой программы будет поступать из федерального бюджета по линии ФСБ РФ. В «Мосрентгене» говорят, что уже консультировались с силовыми структурами о поставках рентгеновского оборудования в метро.
В ООО «Двин» также подтвердили готовность быстро развернуть серийный выпуск своей техники -- это вопрос лишь своевременного финансирования. На рынке видеонаблюдения в России нет очевидного лидера, говорит президент группы «Ультра Стар» Темур Аминджанов. Так же как и системы подавления радиосигналов, почти все оборудование так или иначе производится в Китае. Так что и видеокамеры, и «глушилки» будут поставлять небольшие малоизвестные компании, которые выиграют конкурсы. Так же, скорее всего, будут выбираться и поставщики технически несложных изделий: рамок металлодетекторов, приборов радиационного контроля и взрывозащитных контейнеров.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты