Под Дворцовой готовы построить паркинг

Автор фото: Trend
Кшиштоф Поморски

Генпроектировщик второй сцены Мариинского театра Кшиштоф Поморски рассказал о том, нужно ли строить паркинг под Эрмитажем, почему он за "Охта Центр", и об охране курятников в Петербурге.

"ДП": Почему, по вашему мнению, подземное строительство
необходимо Петербургу?
Кшиштоф Поморски: Подземное строительство сегодня —
единственный способ решить многие проблемы такого города, как Петербург, в
первую очередь транспортные, инженерные, инфраструктурные, потому что земельные
ресурсы для обычного строительства уже практически исчерпаны. Для того чтобы в
городе было удобно жить, нужно создавать хорошие условия, повышать комфорт
жизни.
"ДП": Что значит "высокий комфорт жизни"?
Кшиштоф Поморски: Один из важных показателей — сколько
времени требуется человеку, чтобы добраться до работы. Если дом и работа
петербуржца находятся не в одном районе, то горожане фактически живут в машине, так как тратят на дорогу 3–4 часа ежедневно. Это "сидячая тюрьма", даже хуже!
Считается, если средняя скорость транспорта в городе меньше
20км/ч, значит, город стоит. Все мировые города, которые имеют такой показатель,
вкладывают все возможные средства в улучшение транспортной ситуации. Сеул,
например, гордится тем, что планирует в ближайшее время увеличить этот
показатель с 24 до 32 км/ч. А в Петербурге средняя скорость транспортного потока
всего 16 км/ч! Я довольно близко живу от офиса — 7 км. Ночью доезжаю за 12
минут, днем за час. Бывает, когда я еду со строительной площадки второй сцены
Мариинского театра, моя средняя скорость составляет 8 км/ч.
Сегодня в городе ощущается нехватка высококлассных
специалистов в наукоемких отраслях производства. Такие специалисты востребованы
во всем мире, и в сегодняшнем открытом информационном пространстве они могут
сравнивать и оценивать, как живут люди в других городах или странах, и выбирать,
где им лучше, комфортнее жить и работать. Если город не обеспечивает комфорта
жизни, мы теряем людей, а значит, наша экономика не развивается.
"ДП": Почему тогда вы не работаете в более комфортных
условиях, например, в той же Европе?
Кшиштоф Поморски: Мне здесь работается очень хорошо, я люблю
Петербург, ценю его красоту и культуру, у меня исключительно интересная работа и
уникальные проекты. Но мне уже 52 года, я могу сказать, что нашел себя, а
молодым людям, которые в начале пути, немаловажен жизненный комфорт, который
может им дать какой–либо европейский город.
"ДП": Что вы предлагаете для решения транспортной проблемы
при условии сохранения исторических архитектурных памятников?
Кшиштоф Поморски: Для этого можно было бы пересесть на
велосипеды, это существенно облегчило бы всем жизнь, вот только климат у нас не
тот, мы не в Париже и не в Голландии! Мировой тренд сегодня — отдать
поверхность земли людям, пешеходам, а транспорт загнать под землю. Ликвидировать
пробки, сделать туннели, подземные развязки и паркинги. Вот, например,
Торонто — там построили целый подземный город протяженностью около 20 км. В
нем расположены бизнес–центры, гостиницы, магазины, театры. Там же расположены
остановки общественного транспорта и стоянки для личных автомобилей. На улице
минус 20°C, а люди, приехавшие на работу, могут в костюме пройти под землей до
своего офиса, сделать покупки, вечером пойти в театр, ресторан.
Мадрид убрал под землю транспортные развязки в центре, а
город, между прочим, постарше Петербурга. Под Парижем, Лондоном построены
протяженные автотранспортные тоннели. Если мы не пойдем по этому пути, мы
превратимся в подобие Венеции. Да, там красиво, но, если вы посетите Венецию,
например, в октябре, увидите абсолютно пустой город, нежилые здания, пустые
окна. Люди не живут в Венеции, это музей. Вы же не хотите, чтобы и из Петербурга
уехали все жители, а последний "выключил свет"?
Петербург имеет самую большую в мире охранную зону объектов
культурного наследия. У нас охраняется все — от Эрмитажа до курятника. Если
в этой зоне не будет жизни — не будет бизнеса, магазинов, кафе, ресторанов,
государство не найдет столько денег, чтобы это существовало. И никакие туристы
не помогут. Город должен жить, должен развиваться.
"ДП": Если я правильно понимаю, вы за строительство "Охта
Центра"?
Кшиштоф Поморски: Я за "Охта Центр", потому что
жизнь не стоит на месте. Молодым людям нужны современные технологии и
современная архитектура, высокоскоростные магистрали, чтобы иметь свободу
передвижения. А у нас даже на природу летом выехать трудно, потому что 3 часа
будешь стоять на выезде из города.
Петербург — третий по величине город в Европе. Еще в
70–х годах прошлого века был разработан генплан территориального развития города
с учетом освоения подземного пространства. В разработке этого плана принимали
участие специалисты крупнейших проектных институтов страны. Была проведена очень
большая и качественная работа. Генплан был принят, но приступить к его
реализации не успели из–за политических и экономических событий, которые начали
происходить в стране.
Сегодня реализовать тот план уже невозможно, потому что за
эти годы строительство, в том числе и подземное, шло без учета планирования
развития транспортной инфраструктуры. Частный бизнес застроил основные опорные
точки, через которые должны проходить подземные или надземные логистические
развязки. Сегодня там стоят торговые центры и жилые кварталы. Частный бизнес
имеет свои права и интересы, и их не обойти. Но строить под зданиями можно,
только надо строить очень глубоко.
"ДП": Насколько дороже подземное строительство по сравнению
с наземным?
Кшиштоф Поморски: Да, это дорого. Но не дороже денег! Для
освоения подземного пространства нет никаких объективных проблем. Освоение
подземного пространства, в том числе и под исторической частью города, возможно.
Какие сложности, Мариинку–2 ведь практически построили? А метро, которое
проходит под историческими улицами? Надо поставить задачу и ее решать —
считать и строить. Когда мне говорят, что российские технологии отсталые, я
спрашиваю: "А кто в космос летает?" У нас есть все технологии, кафедра тоннелей
и метрополитенов ПГУПС, "Ленметрогипротранс", вот там есть все технологии. Есть
КБ ВиПС. Чего у нас нет — спросим у коллег или в Москве.
"ДП": А что целесообразнее для Петербурга — подземные
парковки, подводные или паркинги на эксплуатируемой кровле?
Кшиштоф Поморски: Парковки на крышах домов в условиях
петербургского климата создадут проблемы с очисткой кровель от снега, к тому же
лифты, поднимающие автомобили на много этажей вверх, довольно дороги. Но в новых
домах для жильцов таким образом можно решать вопрос с парковкой. А в центре, в
деловых кварталах? В исторической части необходимо строить паркинги за
историческими фасадами или под землей, но это можно делать только в рамках
комплексной программы, после тщательной проработки генплана. Иначе можно не
решить проблему, а создать новую — такие паркинги могут закрыть возможность
для дальнейшего строительства подземных магистралей, тоннелей, развязок.
Этот вопрос надо решать комплексно. Во всем мире
многоярусные наземные перекрестки уже в прошлом. Потому что эстакады на уровне
3–4–го этажа — это некрасиво, их ликвидируют и спускают под землю. И нам
нужно идти тем же путем. А строительство паркингов под водой ничуть не сложнее,
а то и проще, чем под землей. Пожалуй, дешевле, потому что воду не надо
вывозить.
"ДП": Если это дешевле, почему такие паркинги еще не
строят?
Кшиштоф Поморски: Ну, во–первых, очень сложно согласовать
такое строительство, вода принадлежит другому ведомству. Во–вторых, нужно
освоить, отработать новую технологию. Строительство одного такого паркинга без
перспективы строительства большого их количества нецелесообразно. Хотя в Америке
подводные парковки под руслами рек давно уже существуют.
"ДП": Почему не строится такой же паркинг, например, под
Мариинкой–2?
Кшиштоф Поморски: Мы разработали проект паркинга для второй
сцены Мариинского театра под Крюковым каналом (подробнее об этом
читайте здесь>>>). Канал всего 2 метра, у него очень медленное
течение, на время строительства его можно перекрыть, а потом снова воду пустить.
Никакими ГОСТами и СНиПами такое решение, конечно, не описано, но не нужно
думать стандартно, нужно просто думать.
"ДП": Как вы считаете, нужны ли Петербургу новые мосты?
Кшиштоф Поморски: С какой стороны смотреть? Для
автомобилистов — да, нужны. Для судоходства — нет, категорически нет.
По такой полноводной реке, как Нева, корабли и сейчас уже проходят на пределах
своих маневренных возможностей, еще один мост — и они просто не будут
успевать лавировать между их опорами! Судоходство остановится.
Кроме того, летом, в период навигации, город разделен на
части. Разведенные мосты — это красиво, конечно, но бывает и опасно —
скорая, пожарные… Поэтому для решения транспортной проблемы городу нужно минимум
три–четыре подводных туннеля. И еще два–три туннеля, пересекающих центр города.
Если их построить на глубине 50–80 метров, как метро, то строительство не
повлияет на историческую застройку.
"ДП": А под Эрмитажем построить паркинг возможно?
Кшиштоф Поморски: В конце XIX века инженеры были озабочены
очень сложным вопросом: бурное развитие гужевого транспорта привело к тому, что
улицы больших городов оказались завалены навозом. Вопрос его уборки и утилизации
перестал быть актуальным с изобретением автомобиля. Проблему парковки
транспорта, возникшую через 100 лет, глобально решит какой–нибудь талантливый
инженер. Но, если мне поставят задачу строительства подземного паркинга под
Дворцовой площадью, я ее решу.