Генпроектировщик второй сцены Мариинского театра Кшиштоф Поморски рассказал о том, нужно ли строить паркинг под Эрмитажем, почему он за "Охта Центр", и об охране курятников в Петербурге.
"ДП": Почему, по вашему мнению, подземное строительство
необходимо Петербургу?
необходимо Петербургу?
Кшиштоф Поморски: Подземное строительство сегодня —
единственный способ решить многие проблемы такого города, как Петербург, в
первую очередь транспортные, инженерные, инфраструктурные, потому что земельные
ресурсы для обычного строительства уже практически исчерпаны. Для того чтобы в
городе было удобно жить, нужно создавать хорошие условия, повышать комфорт
жизни.
единственный способ решить многие проблемы такого города, как Петербург, в
первую очередь транспортные, инженерные, инфраструктурные, потому что земельные
ресурсы для обычного строительства уже практически исчерпаны. Для того чтобы в
городе было удобно жить, нужно создавать хорошие условия, повышать комфорт
жизни.
"ДП": Что значит "высокий комфорт жизни"?
Кшиштоф Поморски: Один из важных показателей — сколько
времени требуется человеку, чтобы добраться до работы. Если дом и работа
петербуржца находятся не в одном районе, то горожане фактически живут в машине, так как тратят на дорогу 3–4 часа ежедневно. Это "сидячая тюрьма", даже хуже!
времени требуется человеку, чтобы добраться до работы. Если дом и работа
петербуржца находятся не в одном районе, то горожане фактически живут в машине, так как тратят на дорогу 3–4 часа ежедневно. Это "сидячая тюрьма", даже хуже!
Читайте также:
С Дворцового моста в Петербурге выгонят автомобилистов
Считается, если средняя скорость транспорта в городе меньше
20км/ч, значит, город стоит. Все мировые города, которые имеют такой показатель,
вкладывают все возможные средства в улучшение транспортной ситуации. Сеул,
например, гордится тем, что планирует в ближайшее время увеличить этот
показатель с 24 до 32 км/ч. А в Петербурге средняя скорость транспортного потока
всего 16 км/ч! Я довольно близко живу от офиса — 7 км. Ночью доезжаю за 12
минут, днем за час. Бывает, когда я еду со строительной площадки второй сцены
Мариинского театра, моя средняя скорость составляет 8 км/ч.
20км/ч, значит, город стоит. Все мировые города, которые имеют такой показатель,
вкладывают все возможные средства в улучшение транспортной ситуации. Сеул,
например, гордится тем, что планирует в ближайшее время увеличить этот
показатель с 24 до 32 км/ч. А в Петербурге средняя скорость транспортного потока
всего 16 км/ч! Я довольно близко живу от офиса — 7 км. Ночью доезжаю за 12
минут, днем за час. Бывает, когда я еду со строительной площадки второй сцены
Мариинского театра, моя средняя скорость составляет 8 км/ч.
Сегодня в городе ощущается нехватка высококлассных
специалистов в наукоемких отраслях производства. Такие специалисты востребованы
во всем мире, и в сегодняшнем открытом информационном пространстве они могут
сравнивать и оценивать, как живут люди в других городах или странах, и выбирать,
где им лучше, комфортнее жить и работать. Если город не обеспечивает комфорта
жизни, мы теряем людей, а значит, наша экономика не развивается.
специалистов в наукоемких отраслях производства. Такие специалисты востребованы
во всем мире, и в сегодняшнем открытом информационном пространстве они могут
сравнивать и оценивать, как живут люди в других городах или странах, и выбирать,
где им лучше, комфортнее жить и работать. Если город не обеспечивает комфорта
жизни, мы теряем людей, а значит, наша экономика не развивается.
"ДП": Почему тогда вы не работаете в более комфортных
условиях, например, в той же Европе?
условиях, например, в той же Европе?
Кшиштоф Поморски: Мне здесь работается очень хорошо, я люблю
Петербург, ценю его красоту и культуру, у меня исключительно интересная работа и
уникальные проекты. Но мне уже 52 года, я могу сказать, что нашел себя, а
молодым людям, которые в начале пути, немаловажен жизненный комфорт, который
может им дать какой–либо европейский город.
Петербург, ценю его красоту и культуру, у меня исключительно интересная работа и
уникальные проекты. Но мне уже 52 года, я могу сказать, что нашел себя, а
молодым людям, которые в начале пути, немаловажен жизненный комфорт, который
может им дать какой–либо европейский город.
"ДП": Что вы предлагаете для решения транспортной проблемы
при условии сохранения исторических архитектурных памятников?
при условии сохранения исторических архитектурных памятников?
Кшиштоф Поморски: Для этого можно было бы пересесть на
велосипеды, это существенно облегчило бы всем жизнь, вот только климат у нас не
тот, мы не в Париже и не в Голландии! Мировой тренд сегодня — отдать
поверхность земли людям, пешеходам, а транспорт загнать под землю. Ликвидировать
пробки, сделать туннели, подземные развязки и паркинги. Вот, например,
Торонто — там построили целый подземный город протяженностью около 20 км. В
нем расположены бизнес–центры, гостиницы, магазины, театры. Там же расположены
остановки общественного транспорта и стоянки для личных автомобилей. На улице
минус 20°C, а люди, приехавшие на работу, могут в костюме пройти под землей до
своего офиса, сделать покупки, вечером пойти в театр, ресторан.
велосипеды, это существенно облегчило бы всем жизнь, вот только климат у нас не
тот, мы не в Париже и не в Голландии! Мировой тренд сегодня — отдать
поверхность земли людям, пешеходам, а транспорт загнать под землю. Ликвидировать
пробки, сделать туннели, подземные развязки и паркинги. Вот, например,
Торонто — там построили целый подземный город протяженностью около 20 км. В
нем расположены бизнес–центры, гостиницы, магазины, театры. Там же расположены
остановки общественного транспорта и стоянки для личных автомобилей. На улице
минус 20°C, а люди, приехавшие на работу, могут в костюме пройти под землей до
своего офиса, сделать покупки, вечером пойти в театр, ресторан.
Мадрид убрал под землю транспортные развязки в центре, а
город, между прочим, постарше Петербурга. Под Парижем, Лондоном построены
протяженные автотранспортные тоннели. Если мы не пойдем по этому пути, мы
превратимся в подобие Венеции. Да, там красиво, но, если вы посетите Венецию,
например, в октябре, увидите абсолютно пустой город, нежилые здания, пустые
окна. Люди не живут в Венеции, это музей. Вы же не хотите, чтобы и из Петербурга
уехали все жители, а последний "выключил свет"?
город, между прочим, постарше Петербурга. Под Парижем, Лондоном построены
протяженные автотранспортные тоннели. Если мы не пойдем по этому пути, мы
превратимся в подобие Венеции. Да, там красиво, но, если вы посетите Венецию,
например, в октябре, увидите абсолютно пустой город, нежилые здания, пустые
окна. Люди не живут в Венеции, это музей. Вы же не хотите, чтобы и из Петербурга
уехали все жители, а последний "выключил свет"?
Петербург имеет самую большую в мире охранную зону объектов
культурного наследия. У нас охраняется все — от Эрмитажа до курятника. Если
в этой зоне не будет жизни — не будет бизнеса, магазинов, кафе, ресторанов,
государство не найдет столько денег, чтобы это существовало. И никакие туристы
не помогут. Город должен жить, должен развиваться.
культурного наследия. У нас охраняется все — от Эрмитажа до курятника. Если
в этой зоне не будет жизни — не будет бизнеса, магазинов, кафе, ресторанов,
государство не найдет столько денег, чтобы это существовало. И никакие туристы
не помогут. Город должен жить, должен развиваться.
"ДП": Если я правильно понимаю, вы за строительство "Охта
Центра"?
Центра"?
Кшиштоф Поморски: Я за "Охта Центр", потому что
жизнь не стоит на месте. Молодым людям нужны современные технологии и
современная архитектура, высокоскоростные магистрали, чтобы иметь свободу
передвижения. А у нас даже на природу летом выехать трудно, потому что 3 часа
будешь стоять на выезде из города.
жизнь не стоит на месте. Молодым людям нужны современные технологии и
современная архитектура, высокоскоростные магистрали, чтобы иметь свободу
передвижения. А у нас даже на природу летом выехать трудно, потому что 3 часа
будешь стоять на выезде из города.
Петербург — третий по величине город в Европе. Еще в
70–х годах прошлого века был разработан генплан территориального развития города
с учетом освоения подземного пространства. В разработке этого плана принимали
участие специалисты крупнейших проектных институтов страны. Была проведена очень
большая и качественная работа. Генплан был принят, но приступить к его
реализации не успели из–за политических и экономических событий, которые начали
происходить в стране.
70–х годах прошлого века был разработан генплан территориального развития города
с учетом освоения подземного пространства. В разработке этого плана принимали
участие специалисты крупнейших проектных институтов страны. Была проведена очень
большая и качественная работа. Генплан был принят, но приступить к его
реализации не успели из–за политических и экономических событий, которые начали
происходить в стране.
Сегодня реализовать тот план уже невозможно, потому что за
эти годы строительство, в том числе и подземное, шло без учета планирования
развития транспортной инфраструктуры. Частный бизнес застроил основные опорные
точки, через которые должны проходить подземные или надземные логистические
развязки. Сегодня там стоят торговые центры и жилые кварталы. Частный бизнес
имеет свои права и интересы, и их не обойти. Но строить под зданиями можно,
только надо строить очень глубоко.
эти годы строительство, в том числе и подземное, шло без учета планирования
развития транспортной инфраструктуры. Частный бизнес застроил основные опорные
точки, через которые должны проходить подземные или надземные логистические
развязки. Сегодня там стоят торговые центры и жилые кварталы. Частный бизнес
имеет свои права и интересы, и их не обойти. Но строить под зданиями можно,
только надо строить очень глубоко.
"ДП": Насколько дороже подземное строительство по сравнению
с наземным?
с наземным?
Кшиштоф Поморски: Да, это дорого. Но не дороже денег! Для
освоения подземного пространства нет никаких объективных проблем. Освоение
подземного пространства, в том числе и под исторической частью города, возможно.
Какие сложности, Мариинку–2 ведь практически построили? А метро, которое
проходит под историческими улицами? Надо поставить задачу и ее решать —
считать и строить. Когда мне говорят, что российские технологии отсталые, я
спрашиваю: "А кто в космос летает?" У нас есть все технологии, кафедра тоннелей
и метрополитенов ПГУПС, "Ленметрогипротранс", вот там есть все технологии. Есть
КБ ВиПС. Чего у нас нет — спросим у коллег или в Москве.
освоения подземного пространства нет никаких объективных проблем. Освоение
подземного пространства, в том числе и под исторической частью города, возможно.
Какие сложности, Мариинку–2 ведь практически построили? А метро, которое
проходит под историческими улицами? Надо поставить задачу и ее решать —
считать и строить. Когда мне говорят, что российские технологии отсталые, я
спрашиваю: "А кто в космос летает?" У нас есть все технологии, кафедра тоннелей
и метрополитенов ПГУПС, "Ленметрогипротранс", вот там есть все технологии. Есть
КБ ВиПС. Чего у нас нет — спросим у коллег или в Москве.
"ДП": А что целесообразнее для Петербурга — подземные
парковки, подводные или паркинги на эксплуатируемой кровле?
парковки, подводные или паркинги на эксплуатируемой кровле?
Кшиштоф Поморски: Парковки на крышах домов в условиях
петербургского климата создадут проблемы с очисткой кровель от снега, к тому же
лифты, поднимающие автомобили на много этажей вверх, довольно дороги. Но в новых
домах для жильцов таким образом можно решать вопрос с парковкой. А в центре, в
деловых кварталах? В исторической части необходимо строить паркинги за
историческими фасадами или под землей, но это можно делать только в рамках
комплексной программы, после тщательной проработки генплана. Иначе можно не
решить проблему, а создать новую — такие паркинги могут закрыть возможность
для дальнейшего строительства подземных магистралей, тоннелей, развязок.
петербургского климата создадут проблемы с очисткой кровель от снега, к тому же
лифты, поднимающие автомобили на много этажей вверх, довольно дороги. Но в новых
домах для жильцов таким образом можно решать вопрос с парковкой. А в центре, в
деловых кварталах? В исторической части необходимо строить паркинги за
историческими фасадами или под землей, но это можно делать только в рамках
комплексной программы, после тщательной проработки генплана. Иначе можно не
решить проблему, а создать новую — такие паркинги могут закрыть возможность
для дальнейшего строительства подземных магистралей, тоннелей, развязок.
Этот вопрос надо решать комплексно. Во всем мире
многоярусные наземные перекрестки уже в прошлом. Потому что эстакады на уровне
3–4–го этажа — это некрасиво, их ликвидируют и спускают под землю. И нам
нужно идти тем же путем. А строительство паркингов под водой ничуть не сложнее,
а то и проще, чем под землей. Пожалуй, дешевле, потому что воду не надо
вывозить.
многоярусные наземные перекрестки уже в прошлом. Потому что эстакады на уровне
3–4–го этажа — это некрасиво, их ликвидируют и спускают под землю. И нам
нужно идти тем же путем. А строительство паркингов под водой ничуть не сложнее,
а то и проще, чем под землей. Пожалуй, дешевле, потому что воду не надо
вывозить.
"ДП": Если это дешевле, почему такие паркинги еще не
строят?
строят?
Кшиштоф Поморски: Ну, во–первых, очень сложно согласовать
такое строительство, вода принадлежит другому ведомству. Во–вторых, нужно
освоить, отработать новую технологию. Строительство одного такого паркинга без
перспективы строительства большого их количества нецелесообразно. Хотя в Америке
подводные парковки под руслами рек давно уже существуют.
такое строительство, вода принадлежит другому ведомству. Во–вторых, нужно
освоить, отработать новую технологию. Строительство одного такого паркинга без
перспективы строительства большого их количества нецелесообразно. Хотя в Америке
подводные парковки под руслами рек давно уже существуют.
"ДП": Почему не строится такой же паркинг, например, под
Мариинкой–2?
Мариинкой–2?
Кшиштоф Поморски: Мы разработали проект паркинга для второй
сцены Мариинского театра под Крюковым каналом (подробнее об этом
читайте здесь>>>). Канал всего 2 метра, у него очень медленное
течение, на время строительства его можно перекрыть, а потом снова воду пустить.
Никакими ГОСТами и СНиПами такое решение, конечно, не описано, но не нужно
думать стандартно, нужно просто думать.
сцены Мариинского театра под Крюковым каналом (подробнее об этом
читайте здесь>>>). Канал всего 2 метра, у него очень медленное
течение, на время строительства его можно перекрыть, а потом снова воду пустить.
Никакими ГОСТами и СНиПами такое решение, конечно, не описано, но не нужно
думать стандартно, нужно просто думать.
"ДП": Как вы считаете, нужны ли Петербургу новые мосты?
Кшиштоф Поморски: С какой стороны смотреть? Для
автомобилистов — да, нужны. Для судоходства — нет, категорически нет.
По такой полноводной реке, как Нева, корабли и сейчас уже проходят на пределах
своих маневренных возможностей, еще один мост — и они просто не будут
успевать лавировать между их опорами! Судоходство остановится.
автомобилистов — да, нужны. Для судоходства — нет, категорически нет.
По такой полноводной реке, как Нева, корабли и сейчас уже проходят на пределах
своих маневренных возможностей, еще один мост — и они просто не будут
успевать лавировать между их опорами! Судоходство остановится.
Кроме того, летом, в период навигации, город разделен на
части. Разведенные мосты — это красиво, конечно, но бывает и опасно —
скорая, пожарные… Поэтому для решения транспортной проблемы городу нужно минимум
три–четыре подводных туннеля. И еще два–три туннеля, пересекающих центр города.
Если их построить на глубине 50–80 метров, как метро, то строительство не
повлияет на историческую застройку.
части. Разведенные мосты — это красиво, конечно, но бывает и опасно —
скорая, пожарные… Поэтому для решения транспортной проблемы городу нужно минимум
три–четыре подводных туннеля. И еще два–три туннеля, пересекающих центр города.
Если их построить на глубине 50–80 метров, как метро, то строительство не
повлияет на историческую застройку.
"ДП": А под Эрмитажем построить паркинг возможно?
Кшиштоф Поморски: В конце XIX века инженеры были озабочены
очень сложным вопросом: бурное развитие гужевого транспорта привело к тому, что
улицы больших городов оказались завалены навозом. Вопрос его уборки и утилизации
перестал быть актуальным с изобретением автомобиля. Проблему парковки
транспорта, возникшую через 100 лет, глобально решит какой–нибудь талантливый
инженер. Но, если мне поставят задачу строительства подземного паркинга под
Дворцовой площадью, я ее решу.
очень сложным вопросом: бурное развитие гужевого транспорта привело к тому, что
улицы больших городов оказались завалены навозом. Вопрос его уборки и утилизации
перестал быть актуальным с изобретением автомобиля. Проблему парковки
транспорта, возникшую через 100 лет, глобально решит какой–нибудь талантливый
инженер. Но, если мне поставят задачу строительства подземного паркинга под
Дворцовой площадью, я ее решу.