Как в Петербурге разбираются с иностранными инвесторами

Жан-Люк Хильдебранд

История гражданина Швейцарии ресторатора Жан-Люка Хильдебранда может стать уроком по теме "как в Петербурге разбираются с иностранными инвесторами".

Гражданин Швейцарии Жан–Люк Хильдебранд перед кризисом 1998
года открыл ресторан La Strada на Большой Конюшенной ул., 27, который проработал
во дворике Театра эстрады более 13 лет. При этом швейцарец арендовал еще 320 м2
у театра под технические службы: кухню, туалет, душевые. Его договор с
организацией "Петербургконцерт", частью которого до прошлого года был театр,
заключен до 26 мая 2014 года. Договор аренды зарегистрирован в ФРС, что означает
следующее: такой договор может быть расторгнут только по решению суда.
КУГИ пытался расторгнуть договор аренды с компанией Жан–Люка
Хильдебранда — ООО "Медведь" через арбитраж, но иск был не принят. Хотя
очевидно, что точка в судебном споре еще не поставлена, ресторан Жан–Люк
Хильдебранд уже закрыл — договор аренды на землю отсутствует, вывесил на
решетку ворот объявление о том, что "здесь уничтожают малый бизнес", и
собирается на днях распилить свою знаменитую стеклянную крышу, выкопать трубы и
отрезать электричество.
На действо он пригласит швейцарский телеканал, который как
раз снимает передачу о судьбе инвестиций в России. Одно такое интервью, в
котором Жан–Люк рассказал свою горестную историю, он уже дал телеканалу.
Договор на земельный участок действительно закончился
еще 3 года назад, и продлевать его администрация Центрального района не хочет,
мотивируя реконструкцией театра.
Но такая практика считается обычной в
городе: договоры на землю заканчиваются, а арендаторы продолжают работать,
рассчитывая все–таки на продление.
В 2010 году действительно началась реконструкция Театра
эстрады, которая должна закончиться осенью 2011 года, к 100–летию со дня
рождения Аркадия Райкина. На нее выделено более 280 млн рублей, но это, как
уточняет директор ГУК "Театр эстрады имени Аркадия Райкина" Алики Усубиани, не
все. Сейчас проектируется дорогостоящее оборудование для театра, которое будет
включать в себя разноуровневый пол, позволяющий использовать сцену под
театральные выступления и открыть кабаре.
"Швейцарский ресторатор был уведомлен о переменах еще 2 года
назад", — говорит Алики Усубиани. Она отметила, что у ООО "Медведь"
огромный долг по аренде, за которую они давно не платят, мотивируя низкой
проходимостью. Но вносить арендную плату Жан–Люк Хильдебранд, по его словам,
перестал после получения письма от директора театра в марте с требованием
освободить помещения до 1 июля. А еще в марте прошлого года она не возражала
против работы ресторатора.
В январе 2009 года в театре проходило выездное заседание
правительства с участием Валентины Матвиенко, где
были розданы поручения относительно будущего очага культуры. В протоколе
совещания, датированном 23 января, есть пункт относительно ООО "Медведь":
"Совместно с администрацией Центрального района, комитетом по культуре и
руководством Театра эстрады проанализировать целесообразность предоставления в
аренду помещений театра, сдаваемых ООО "Медведь".
Но, однако, в какой–то момент возникла идея сделать проект
более масштабным и (или) проявился интерес со стороны других петербургских
рестораторов.
Леонид Ноткин, соучредитель ресторанов "Шаляпин" (ресторан
русской домашней кухни в поселке Репино и на Тверской ул. у Смольного), начал
принимать участие в проработке проекта. "Мы обсуждаем пока проект в целом, хотим
понять все детали, и еще непонятно, каким будет здесь ресторан и будет ли
вообще", — рассказывает Леонид Ноткин. И он подтвердил, что управляющая
компания "Шаляпин", возможно, будет готова взять на себя заботу о ресторанном
проекте преображенного театра.
Алики Усубиани знает Леонида Ноткина 25 лет и считает его
серьезным потенциальным стратегическим соинвестором проекта. А что касается
Жан–Люка Хильдебранда, то его ресторан, по словам директора театра, был
действительно модным и топовым местом, но 10 лет назад. "Я сама водила туда
ребенка есть пиццу", — говорит Алики Усубиани.
Видимо, зная о действующем договоре ООО "Медведь" с театром,
Леонид Ноткин интересовался покупкой бизнеса Жан–Люка Хильдебранда. Швейцарский
предприниматель хотел, в свою очередь, продать бизнес и даже называл цену —
несколько миллионов долларов. "Но там, кроме многочисленных долгов, нечего было
покупать", — говорит Леонид Ноткин.
"Странно, что предприниматель не обратился в КУГИ с просьбой подобрать
ему новый участок, — считают эксперты. — Но такие условия, к которым
привык владелец ресторана La Strada, — проходное место рядом с Невским пр.,
ему вряд ли сумели бы найти".
Главный вывод, который делает для себя Жан–Люк Хильдебранд
после 13–летнего опыта работы в Петербурге (в общей сложности он живет здесь 15
лет): никогда не связываться "с российской культурой". У швейцарского
предпринимателя возник также вопрос: не захват ли это неугодного бизнеса путем
выдавливания его с занимаемой пока на законных основаниях
территории?