Петербургские сети гипермаркетов готовы вытеснить с рынка даже привычные всем магазины одежды. И "Лента", и "ОКей" активно продают под своими брендами одежду из Китая, Индии, Бангладеш и Камбоджи.
Петербургские ретейлеры по темпу развития собственных
торговых марок опережают московские сети. От их бизнес-активности теперь
страдают даже производители одежды.
Российские торговые сети, которые начали продавать в своих
магазинах товары под собственными торговыми марками (СТМ) несколько лет назад,
сейчас неплохо зарабатывают на этом направлении.
Петербургские ретейлеры "Лента" и "ОКей" начали
продавать под СТМ одежду до кризиса. Сейчас "Лента", управляемая Яном Дюннингом,
готовится провести ребрендинг своих марок одежды и расширить ассортимент. Это
может серьезно пошатнуть позиции компаний, торгующих недорогой одеждой.
Так, продавая одежду под СТМ, "ОКей" смог в прошлом году
заработать 3-5 млрд рублей, оценили в фонде Prosperity Capital Management. Для
сравнения: оборот одежного ретейлера Sela, также имеющего петербургские корни, -
около 6 млрд рублей в 2009 году.
И "Лента", и "ОКей" продают под СТМ мужскую, женскую и
детскую одежду в низкой и средней ценовой категории. У "ОКея" работает
собственный офис в Китае, сотрудники которого размещают заказы на местных
фабриках, рассказал генеральный директор Infoline Иван Федяков. Товары для
"Ленты" по контракту производят на фабриках России, Европы, Китая, Индии,
Бангладеш, Камбоджи. В "Ленте" уверяют, что такая одежда дешевле аналогов в
среднем на 25%, но разница в цене может достигать и 50%. Сеть может
устанавливать на товары более низкие цены, потому что осуществляет поставки
самостоятельно и не тратит средства на рекламу марки.
В Китае шьют и многие петербургские производители одежды.
Там выпускают продукцию под брендами Concept Club, OGGI (теперь - oodji), Sela,
Befree и др.
Однако ретейлеры, продающие одежду под этими марками, пока
не считают гипермаркеты своими конкурентами. "Для кого-то важна только цена, для
кого-то - бренд. Последние все равно придут к нам", - говорит директор по
маркетингу сети Concept Club Валерия Миронова. В "Мэлон Фэшн Груп" (Befree,
Zarina, Love Republic) вообще утверждают, что одежду в их магазинах иногда можно
купить даже дешевле, чем в петербургских гипермаркетах.
Цены на одежду под СТМ в гипермаркетах примерно на 30% ниже,
чем в целом по рынку, считает генеральный директор Ассоциации предприятий
индустрии моды Мария Сморчкова: "Сети не будут добровольно отказываться от
маржи". При этом эксперты, хорошо знающие ассортимент фирменных магазинов одежды
и гипермаркетов, отмечают, что некоторые товары (базовые однотонные вещи, к
примеру) сейчас проще найти в последних. Из-за этого одежду в гипермаркетах
покупают не только малообеспеченные люди, но также и средний класс.
Петербургские ретейлеры, в отличие от московских
конкурентов, имеют обширный ассортимент СТМ и в других категориях non-food
(непродовольственные товары). Развивающиеся в условиях жесткой конкуренции в
Петербурге, они больше труда положили на формирование ассортимента под СТМ. В
"Ленте" под СТМ продают даже телевизоры.
У крупнейшего российского ретейлера - компании Х5 Retail
Group ассортимент товаров nоn-food под СТМ не так широк. О своих СТМ в Х5 не
стали рассказывать, отметив, что сейчас как раз пересматривается план
дальнейшего развития СТМ компании.