ФГУП "Росморпорт" грозит прекратить оказывать убыточные лоцманские услуги речным судам. Так государственная компания покажет частным лоцманам неуместность конкуренции.
Глава ФГУП "Росморпорт" Игорь
Русу заявил, что к концу года его предприятие прекратит лоцманское
обслуживание речных и каботажных судов. Стоимость их проводки в среднем в 15 раз
ниже обслуживания морских судов, и этот сегмент рынка не интересует частных
лоцманов.
Хотя во ФГУП работает в два раза больше
специалистов-лоцманов, чем в независимых фирмах, из 700 млн рублей в год,
которые выплачивают судовладельцы за эти услуги в российских портах восточной
части Финского залива, ФГУП достается лишь чуть более 15%. По мнению Игоря
Русу, если частным лоцманам также придется обслуживать неприбыльные речные
суда, на рынке восстановится справедливость, а прибыль ФГУП вырастет.
Такой шаг
"Росморпорта" - очередной виток
борьбы на рынке лоцманских услуг. Еще с середины 2000-х гг портовые власти
добивались запрета на работу частных лоцманов. В 2008 г. накал борьбы заметно
спал после того, как главный противник монополизации рынка, Владимир Егоркин,
глава АНО "Морские лоцманы Санкт-Петербург", оказался в за решеткой. Его
обвинили в вымогательстве и последние 2 года и 7 месяцев он провел в тюрьме. Он
вышел под залог 14 октября, но все еще остается в статусе обвиняемого.
Сам Владимир Егоркин скептически отнесся к инициативе
Игоря Русу, напомнив, что по закону ни один лоцман не имеет права отказать в
оказании своих eслуг под угрозой потери лицензии. Эксперты крупнейшего в
Петербурге речного перевозчика, ОАО "СЗП", также уверены, что в одностороннем
порядке "Росморпорту"
принять такое решение будет затруднительно.
Одним из вариантов компромисса Игорь Русу считает создание
ОАО, в уставный капитал которого бы вошло государство и все нынешние крупные
участники рынка. После этого, по замыслу "Росморпорта", это ОАО
получило бы эксклюзивные права на лоцманские услуги.
Такое предложение Владимир Егоркин считает перспективным для
более тщательного обсуждения, однако напоминает, что точку в этом споре должны
ставить законодательные власти, которые пока что поддерживают независимых
лоцманов.
Главный редактор аналитического агентства "Портньюс"
Надежда Малышева также считает государственно-частное партнерство на
лоцманском рынке удачной идеей. По ее мнению, многие частные лоцманы поддержат
ее. Однако на этом рынке есть политически сильные игроки, имеющие поддержку со
стороны крупного капитала и политиков. И некоторые из них, полагает эксперт,
видят в таком альянсе пересыхание устойчивого и не требующего затрат денежного
потока.