15:4201 ноября 201015:42
45просмотров
15:4201 ноября 2010
2 ноября в 16.00 часов в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвящённая истории развития советской антиклерикальной графики 1910-1970-х гг.
Основу эк
спозиции составят лучшие образцы
советского аг итационного плаката. Кроме того, на выставке будут
представлены популярные периодические издания, игрушки и многие другие
предметы, раскрывающие приемы и методы антирелигиозной пропаганды Советского
государства.
После Октябрьской революции 1917 г. к власти пришла партия
большевиков,
которая начала свою деятельность с полного разрушения старого порядка в России.
В том числе активная борьба велась с религией и Церковью.
В п
ер вые годы после революции антирелигиозная пропаганда
была направлена главным образом против Православной церкви, т.к. православие
имело статус государственной религии в Российской империи и являлось
идеологической опорой русской монархии.
Позже в сфере внимания антирелигиозников оказались
практически все религиозные организации, незави
Уже в 1918 г. появились первые советские агитационные плакаты, над созданием которых работали многие талантливые художники и поэты.
симо от и х отношения к Советской власти. Уже в 1918 г. появились первые советские агитационные плакаты, над созданием которых работали многие талантливые художники и поэты.
Со временем за плакатом закрепилась функция одного из
эффективнейших средств идеологического воздействия на народные массы в РСФСР.
Популярности плаката как важнейшего средства агитационной работы способствовали
их сравнительная дешевизна, простота изготовления, общедоступность художественного
языка, а также способность быстро откликаться на текущие события. Именно этому
жанру искусства в большей степени и посвящена настоящая выставка.
Пространство выставочного зала поделено на четыре
тематических раздела. В первом из них эксп
онируются советские антиклерикальные плакаты периода
Гражданской войны, в которых господствовала политическая, классовая тематика и
отсутствовала открытая критика религии.
В этом разделе можно увидеть плакаты известных художников В.
Дэни ("Буржуй, поп, кулак, Колчак", "Кулак, Врангель, буржуй", "На могиле
контрреволюции", "Как попы народ обирают"), Д. Моора ("Попы помогают капиталу и
мешают рабочему. Прочь с дороги!", "Царские полки и Красная Армия",
"Белогвардейцы и дезертир", "Казак! Тебя толкают на страшное, кровавое дело
против трудового народа. Казак! Повороти коня и срази своего настоящего врага!",
"Прежде – один с сошкой, семеро с ложкой. Теперь – кто не работает, тот не ест",
"Труд"), а также макеты агитвагонов эпохи Гражданской войны.
Другой раздел знакомит посетителей с антирелигиозной
графикой 1920-х гг., которая отличалась от раннего плакатного искусства
значит
ельно бóльшим тематическим разнообразием. На страницах популярных в то время газеты и журнала "Безбожник", журнала
"Безбожник у станка", представленных на выставке, помимо вопросов, касающихся
политики и классовой борьбы, освещались вопросы взаимоотношения религии с
наукой, дополняемые соответствующими сатирическими иллюстрациями – часто весьма
грубыми.
Кроме того в этом разделе выставки представлены плакаты А.
Дейнеки ("Сосуд дьявольский"), Д. Моора ("Чудо в Кане Галилейской, или Откуда
пошла самогонка", "Всемирный потоп", "Рисунок с изображением богов" и др.),
картина Б. Смирнова "Антирелигиозная демонстрация у Иверской часовни в Москве в
1923 г." и скульптуры Е. Токарева.
Важнейшей задачей антирелигиозного плакатного искусства
1930-х гг., как и газетно-журнальной графики, было прославление советского
общественного строя, его достижений, и показ несовместимости социализма с
религией.
Эта тема широко раскрыта в третьем разделе выставки
плакатами художников К. Вялова, Кукрыниксов, В. Дени, Д. Моора, А. Топикова, М.
Черемных, и др.
В послевоенные годы в советской сатире, как и прежде, было
распространено упрощённое объяснение религии как порождения корысти и обмана.
Пропагандисты доказывали, что служители Церкви затягивают в свои сети людей,
распространяют и укрепляют в сознании народа антинаучные идеи потому, что
стремятся обеспечить свое материальное благополучие.
Об этой странице истории рассказывается в разделе,
посвященном советскому антирелигиозному плакату 1950–70-х гг. Помимо плакатов Ю.
Трунева, В. Кюннапа, В. Меньшикова, здесь экспонируются деревянные панно В.
Молоткина, В. Муратова, В. Накосова, А. Калиниченко с изображениями советских
традиций и обрядов, которые должны были стать альтернативой религиозной
обрядности.