"Не гаишники должны с пробками бороться"

Мэр Москвы Сергей Собянин решил избавиться от заторов на дорогах, сократив количество автомобилей в 1,5 раза. В последнее время столичные приемы быстро осваивают в Петербурге.

Глава ГИБДД Москвы Александр Ходаков и начальник НИИ транспорта Михаил Блинкин ответили на антипробочный призыв мэра столицы Сергея Собянина. Они считают, что улучшить дорожную ситуацию позволит сокращение в 1,5 раза количества автомобилей на дорогах — примерно до 400 тыс.
Активная борьба с пробками в Москве стала идеей фикс нового мэра Первопрестольной, который сменил на посту опального ветерана Юрия Лужкова. "По экспертным оценкам, сейчас на дорогах Москвы одновременно в движении находятся до 700 тыс. автомобилей", — цитирует РИА "Новости" Александра Ходакова. Москва "нормально едет", когда в городе одновременно передвигается около 400 тыс. машин.
В Петербурге транспортный коллапс обещают уже в 2011 году, когда общее количество автомобилей в городе перевалит за 1,7 млн.
Решать проблему предлагают с помощью кнута и пряника. "Надо решить кнутом и пряником простейшую задачу. В семье может быть два автомобиля, а то и три. В стандартных канадских, австралийских, американских семьях меньше двух не бывает. Это нормально. Но ни одна дама и ни один джентльмен в центральный деловой район, по–нашему — Бульварное кольцо, не ездят на автомобиле. Даже при очень высоких амбициях и доходах. Это не принято", — подчеркнул научный руководитель главного дорожного НИИ.
Вся эта риторика потребовалась для очень простой вещи — обосновать введение платных парковок. "Сколько стоит купить парковочный талон на Манхэттене? Без него вы можете искать место для парковки всю оставшуюся жизнь. Такой месячный парковочный талон стоит $800 в неудобном месте и $1,5 тыс. в удобном", — приценился Михаил Блинкин.
Закручивать гайки на дорогах начнут скоро. В этом можно не сомневаться. Другое дело, что платные парковки — не единственная возможная мера. Трудно будет объяснить гражданам, почему в одном и том же месте еще вчера можно было парковаться бесплатно, а теперь — только за деньги.
Поэтому есть идея ограничить количество автомобилей на дорогах иными способами. Например, за счет авто, которые не выдерживают определенных экологических норм, повышения транспортных налогов и т.д.
"Существует много методов. Платные парковки — один из них. Не хочешь платить — ходи пешком. В Москве уже есть офисы, в которых для компаний–арендаторов установлен лимит. Например — 25 мест. Не успел — становишься за километр. Поэтому люди стали раньше приезжать на работу. В Лондоне действует заезд по четным и нечетным дням. Для России это удивительно. В Голландии, зная стоимость парковки, многие просто не ездят лишний раз. Зато очень хорошо работает общественный транспорт. В Германии введены экологические нормы. Для автомобилей Евро–5, Евро–4, Евро–3 выдают зеленый листочек — пропуск. Если у тебя, условно, Евро–0 — будешь стоять за городом. Ни за какие деньги в центр не въедешь. Причем чем ближе к центру — тем нормы жестче", — рассказывает заместитель директора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
По мнению эксперта, совершенно отдельный вопрос — это реализация нынешнего проекта ГИБДД и Собянина. "Многое в реализации этих идей зависит от правильности позиции. Например, ремни безопасности прижились, а с детскими креслами начали компанию, но бросили".
Начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД по Санкт–Петербургу и Ленобласти Александр Ионков считает, что "у нас возможно все".
"Не гаишники должны с пробками бороться. Полно мер — строить дороги, строить развязки, строить подземные переходы. Та же платная парковка, те же запреты или ограничения въезда в центр или платный въезд. Мер, что называется, до дури. Другое дело, что нужно на чем–то остановиться. У нас возможно все, но для этого нужно сделать положение, преодолеть помехи, которые существуют на этом пути, и на государственном уровне согласовать техническую, организационную, финансовую возможность. Возможно все, но не вдруг и не завтра. Нужно предметно знать: кто и как этим займется. Разговоры об этом ведутся не впервые. Они ведутся с тех пор, когда появились "малиновые мальчики" и потом — когда они исчезли, и стали говорить, что все было организовано неправильно. Говорили, что они злоупотребляют, но никто не заметил, что они порядок наводят. Депутат тоже мне задавал вопрос: можем мы ввести платный въезд в центр. Я сказал: конечно, можем, только вы этим займитесь", — рассказал dp.ru Александр Ионков.
Нет сомнений, что вслед за Москвой в борьбу с пробками включатся в Петербурге. Ограничится ли при этом дело только словами, пока неясно. В России возможно все.