О том, как легализовать миграционные потоки, привлечь и использовать иностранную рабочую силу по схеме, понятной работнику и работодателю, шла речь в «Сенатор-клубе».
Недавние сообщения СМИ о десятках тысяч мигрантов,
зараженных опасными вирусным инфекциями, о возросшем числе преступлений,
совершенных иностранцами, и низком качестве выполняемых ими работ
всколыхнули общественность. О том, что в сфере правового
регулирования процессов трудовой миграции назрела необходимость радикально
менять законодательство, заявляют как сами работодатели, так
и представители ФМС, Роспотребнадзора, исполнительной
и законодательной властей.
Каковы перспективы реформирования и регулирования
законодательной базы в сфере трудовой миграции, обсудили
и на круглом столе в "Сенатор-клубе", организованном газетой
"Деловой Петербург" и агентством DP Media
при партнерстве с холдингом "Империя", которому принадлежит сеть
БЦ "Сенатор".
Примечательно, что вопрос регулирования миграционных потоков
стал предметом обсуждения на парламентских слушаниях в Совете
Федерации РФ, прошедших в конце ноября в Москве. В ходе мероприятия
председатель СФ Сергей Миронов заявил, что сегодня Россия является
одновременно и импортером, и экспортером трудовых ресурсов, но,
к сожалению, образованные профессионалы страну покидают,
в то время как прибывают в основном неквалифицированные
специалисты.
Грядущий дефицит
Сенатор от Петербурга Виктор Евтухов задал тон
дискуссии, заявив, что без привлечения иностранных трудовых ресурсов России не
обойтись, но их поток должен быть урегулирован.
"Эксперты и финансисты прогнозируют скорое завершение
кризиса и постепенный подъем экономики. Это значит, что растущая
экономика России будет требовать значительных трудовых ресурсов.
Между тем российские демографы уже предупреждают,
что в ближайшее время в стране возникнет дефицит трудоспособного
населения, который с каждым годом будет лишь нарастать, - считает
Виктор Евтухов. - Правительственные программы, направленные, например,
на стимулирование рождаемости, - долгосрочные. И очевидно,
что наша стратегическая политика должна быть также направлена
на привлечение иностранных специалистов".
В качестве мер, которые позволили бы привлечь
иностранных специалистов на российский рынок, сенатор предложил совместно с
бизнесом разработать эффективный механизм квотирования и определить, на какой
срок может быть заключен договор с работодателем.
Нужны агентства
Миграционной службой в лице заместителя начальника УФМС
по Петербургу и Ленобласти Дмитрия Никифорова в свою очередь был
поставлен вопрос о введении институтов специализированных кадровых
агентств.
"Мы считаем, что этот институт уже назрел, потому
что те черные и серые посредники, которые сейчас стоят между
работодателями, органами УФМС и иностранными гражданами, дискредитируют
политику государства, которая сегодня реализуется в сфере трудовой
миграции", - заявил Дмитрий Никифоров.
Кроме того, он добавил, что существующий механизм
квотирования безнадежно устарел. "Бизнес-сообщество должно как можно активнее
подключаться к обсуждению этого вопроса и вырабатывать эти механизмы
совместно с контролирующими органами и властью", - сказал Дмитрий
Никифоров.
Привлечь специалиста
Представители бизнеса самой острой проблемой назвали низкое
качество труда основной массы мигрантов.
Так, Василий Киселев, председатель правления Ассоциации
перевозчиков пассажиров (АПП), предложил УФМС наладить двусторонний контакт
и совместно реализовывать политику по найму иностранных
работников.
"Если бы ФМС ввела контроль учета тех,
кто приезжает, и мы имели бы доступ к той информации,
которая вам поступает, острота проблемы спала бы.
По крайней мере мы бы хотя бы избавились
от тех, кто вообще не имеет опыта работы в пассажирском
транспорте, - заявил Василий Киселев. - Мы не можем доверять
управление пассажирским транспортом низкоквалифицированным кадрам, так как от
этого зависят жизни людей".
Виктор Евтухов, член Совета Федерации РФ от Петербурга:
"Квоты на прием мигрантов превышаются во многом потому,
что формируются в отрыве от приоритетных потребностей страны
в развитии инновационных технологий и модернизации производства.
Не решен вопрос подготовки повышения квалификации трудовых ресурсов,
прибывающих из стран Центральной Азии, обучения их русскому языку.
Практически не реализуются нормативные документы правительства РФ
об ограничении использования иностранцев в ряде секторов экономики,
и прежде всего в торговле. Все эти проблемы необходимо законодательно
урегулировать.
Помимо того, нужны реформы в области трудовых отношений, направленные
против демпинговых зарплат трудящихся мигрантов. Эти меры должны в первую
очередь защитить трудовые права российских граждан.
Я считаю необходимым внести изменения в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
согласно которым не должен ограничиваться срок заключения трудового
договора или гражданско-правового договора на выполнение работ
с соотечественниками и специалистами, занятыми в сфере НИОКР, IT
и т.д. Список таких специальностей и направлений должен быть определен
специальным законом.
В дальнейшем должен быть разработан проект концепции государственной
миграционной политики РФ, а также новый Миграционный кодекс РФ. И самое
главное - ввести ответственность работодателей за своих работников, что
позволит снизить уровень преступности.
К обсуждению этих вопросов должны подключиться регионы
и представители бизнеса, которые в первую очередь и формируют
спрос на трудовые ресурсы".
Дмитрий Никифоров, заместитель начальника УФМС по Петербургу и
Ленобласти: "Сегодня иностранный гражданин, попадающий
на территорию РФ из ближнего зарубежья для осуществления трудовой
деятельности, зачастую попадает к посредникам, которые могут взять
с него денежные средства и не помочь оформить разрешение
на работу, не предоставить ему консультации о том, какие
у нас есть законодательные акты и ограничения. Более того, основная
масса разрешений, полученных через таких посредников, -- фальшивая.
На сегодняшний день существует много фирм-однодневок, которые якобы
оформляют к себе иностранных граждан, а потом у нас эти
иностранные граждане теряются на территории Петербурга и Ленобласти
и мы их найти не можем.
На наш взгляд, кадровые агентства должны взять на себя функцию полного
сопровождения иностранного лица, приехавшего на территорию РФ,
до момента возвращения на родину. Ему должна быть оказана
помощь -- как юридическая, так и иная, и подобного рода
структура должна полностью нести ответственность за приехавшего
на работу иностранного гражданина. Агентство должно понимать, к какому
работодателю устраивается иностранное лицо, где данный работник будет проживать
и т.д. Такие кадровые агентства должны будут либо аккредитовываться, либо
лицензироваться ФМС.
Мы озабочены и тем, что работодатели либо серые посредники, которые
оказывают услуги по трудоустройству иностранных граждан, фактически сводят
свои усилия к тому, чтобы выдать разрешение на работу.
Но проводить какие-то процессы по интеграции иностранного
гражданина в нашу жизнь, будь то повышение квалификации
или просто знакомство с нашими обычаями и нравами, -- вот
эта составляющая на сегодняшний день отсутствует".
Олег Парков, начальник отдела эпидемиологического надзора
Управления Роспотребнадзора по Петербургу: "Проблема не только
в том, что к нам приезжают люди, уже имеющие какие-то
заболевания, но и в том, что они заражаются здесь,
у нас. Мы не на все инфекции можем обследовать трудовых
мигрантов. Мы, к сожалению, не можем их даже привить
при медосмотре, потому что это не входит в постановление
правительства и нигде не прописано. У нас нет на это
ни средств, ни сил.
За 10 месяцев этого года нами было выявлено 202 ВИЧ-инфицированных
мигранта, 102 больных туберкулезом и 106 - венерическими болезнями.
В среднем где-то 500-600 человек выявлены официально.
Я считаю, что необходимо расширить сведения о прививках
и показания для обследования. Вызывает определенные сложности
и то, что медицинское освидетельствование сегодня производится
за плату. Это дорогостоящие исследования -- вирусологические, поэтому
денег таких конечно же нет нигде.
В медицинскую комиссию ЗС предложения по этим вопросам мы
отправляли неоднократно. Эти темы обсуждались пару раз, но вопрос так
и стоит -- так долго, что, стоя, уже засох.
Сегодня, приехав в Петербург на работу, иностранный работник, увы,
не заинтересован в состоянии своего здоровья и за медпомощью
обращается в самом крайнем случае, так как для него это непредвиденные
расходы.
В нашем приказе, который говорит о нежелательности пребывания,
прописаны две позиции: за лечение платит выявленный больной или же его
работодатель. Вторая составляющая - городские программы, которые могут
оплатить его лечение, но я на сегодняшний день таких
не знаю".
Анна Федорова, и.о. директора СПб ГУ "Дирекция по содержанию
общежитий": "Разговоры о создании сети доходных домов,
в которых могли бы разместиться приезжие работники, начались
еще с прошлой зимы, которая выявила острую нехватку кадров
в сфере ЖКХ, которое было вынуждено привлекать работников со стороны.
Жилищный комитет Петербурга подготовил программу, с помощью которой
город сможет решить две проблемы: приведет в порядок свой аварийный фонд
и создаст условия для того, чтобы гастарбайтеры не прятались
по общежитиям в антисанитарных условиях, незарегистрированные
и т.д.
Пуск и наладка двух первых таких доходных домов планируется
в начале 2011 года. Это наши пилотные проекты. В целом же
планируется построить еще 11 домов, которые будут разбросаны по
районам.
Сроки окупаемости таких проектов, при условии что это собственность
города, составляют от 5 до 6 лет. Для нас это - решение
социального вопроса, а в дальнейшем еще и доходы бюджета
от сдачи в аренду (6 тыс. рублей в месяц
за койко-место)".
Василий Киселев, председатель правления Ассоциации перевозчиков
пассажиров (АПП): "Ситуация такова, что в компанию приходят люди
с разрешениями на работу, которые якобы выданы ФМС. Мы должны
с лупой изучать их, и в итоге оказывается, что документ
поддельный и мы в этом виноваты. Нужно создать такую структуру,
которая позволяет понять, что все документы, которые выходят из ФМС,
априори являются настоящими, только тогда мы можем говорить, что мигрант
должен придерживаться какого-то внутреннего социума Петербурга, строить
доходные дома и т.д. Но пока остается нерешенной главная проблема
миграционной политики России - документооборот".
Михаил
Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк":
"О проблеме трудовой миграции мы заговорили еще в 2005 году
в Смольном, когда от нас потребовалось одномоментно запустить
в город 700 автобусов, а мы просто физически не были обеспечены
профессиональными кадрами.
Почему, когда идет речь о привлечении иностранной рабочей силы, мы все
время забываем о подготовке собственных квалифицированных кадров? Однажды,
получая очередной нагоняй за высокую аварийность тех же самых
мигрантов, я привел в пример такие данные: в 1977 году
в Ленинграде готовили 4 тыс. водителей общественного транспорта, а
сегодня эта цифра составляет 290-320 человек за 2008-2009 годы,
и это люди, получившие категорию D".
Алиджан Хайдаров, президент узбекской диаспоры в Петербурге:
"В позапрошлом году УФМС выдало 264 тыс. разрешений на работу.
Я думаю, эту цифру можно умножить на 7, и мы получим реальное
количество нелегалов в Петербурге. Работодателю невыгодно брать
на работу легальных мигрантов, потому что в любой момент могут
нагрянуть с проверкой и спросить кучу справок, которые ему некогда
и неинтересно собирать.
В сфере трудовой миграции необходимо межправительственное соглашение,
которое обяжет мигрантов при выезде иметь хотя бы медицинскую карту
и страховой полис. А авиа-, авто- и ж/д кассам надо дать указание
не продавать билеты тем, у кого этих справок нет".
Свои предложения по темам будущих мероприятий, а также
пожелания, с кем из членов Совета Федерации РФ вам было бы интересно и полезно
встретиться, присылайте на адрес: dpmedia@dp.ru.