Треть проверок ФАС касательно электронных аукционов приходится на строительную отрасль. Эксперты в свою очередь подчеркивают необходимость внесения корректировок в действующий закон с целью дальнейшей оптимизации электронных закупок.
По итогам 2010 г. строительная отрасль лидирует по
количеству жалоб при проведении электронных торгов в рамках Федерального закона
№ 94-ФЗ. На нее приходится треть всех обращений. Об этом заявила заместитель
руководителя УФАС России по
Санкт-Петербургу Ирина Соколова на семинаре «Открытый аукцион в электронной
форме на строительные работы». Всего в прошедшем году по всем сферам
ведомством было проведено 63 плановых и внеплановых проверок, в ходе которых
было проверено 542 заказа. Количество выявленных нарушений составило 205 шт.
Большинство жалоб поступает на необоснованные требования к участникам торгов о предоставлении сведений и документов, прямо законом не предусмотренных. С другими нарушениями, такими как неправильный способ размещения заказа или уклонение заказчиком от подписания контракта, контролирующий орган сталкивается в меньшей степени.
Ирина Соколова привела несколько ситуаций, когда ведомство однозначно трактует теперь вопрос в пользу исполнителя. Например, планируя передачу полученного заказа субподрядным организациям, генподрядчик для участия в аукционе может не иметь допуски по конкретным видам работ, указанным в аукционной документации. В этом случае, требования заказчика к генподрядной организации представить допуски СРО на проведение всего комплекса работ, по мнению ФАС, являются незаконными.
Второй момент связан с требованиями, предъявляемыми к опыту строительной организации. Согласно приказу Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может запрашивать требования об опыте только относительно укрупненных групп строительных объектов. Последние подразделяются на особо опасные объекты капитального строительства, не особо опасные объекты капитального строительства и объекты некапитального строительства.
«До этого приказа компании, которая участвовала в аукционе
по строительству школы или больницы, для подтверждения своей компетенции
требовалось представить документы об опыте работ именно на таких объектах. Если
ты строил жилые дома, то в торгах по строительству школы данный опыт не
засчитывался и компания не допускалась до участия в торгах», - заявила Ирина
Соколова. «Раньше заказчик мог предъявить более детализированные требования к
опыту участника, сейчас же он вынужден выбирать только одну из трех групп
объектов», - подчеркнул специалист в области государственного и муниципального
заказа, аккредитованный лектор электронной площадки «Сбербанк-АСТ» Сергей
Заяц.
Среди неурегулированных вопросов эксперты также называли ситуацию со штрафными санкциями для исполнителей. В законе обозначена только минимальная сумма, которую может назначить заказчик, максимальная - не установлена. Законодательно «провис» и вопрос по обеспечению гарантии качества работ. Если обеспечение контракта не может превышать 30% начальной цены, то при установлении величины послегарантийных обязательств (обеспечение гарантий качества) заказчик ни чем не ограничен. Все эти условия могут отпугнуть потенциальных исполнителей.
Среди неурегулированных вопросов эксперты также называли ситуацию со штрафными санкциями для исполнителей. В законе обозначена только минимальная сумма, которую может назначить заказчик, максимальная - не установлена. Законодательно «провис» и вопрос по обеспечению гарантии качества работ. Если обеспечение контракта не может превышать 30% начальной цены, то при установлении величины послегарантийных обязательств (обеспечение гарантий качества) заказчик ни чем не ограничен. Все эти условия могут отпугнуть потенциальных исполнителей.
Читайте также:
Электронные торги выходят в интернет
«Среди многих наших заказчиков 94-ФЗ имеет неоднозначную оценку. Естественно, что основой этого закона являлось стремление к повышению конкуренции при проведении тендеров. Однако, суть его свелась к тому, что тендер выигрывает та компания, которая предложит самую низкую цену. В строительстве это достаточно опасно. Некоторые крупные объекты в городе вообще не были закончены. К сожалению, позиция ФАС касательно демпинга окончательно не определена, - говорит управляющий директор ГК «КрашМаш» Александр Васильев. - Поэтому многие заказчики сознательно усложняют процедуру оценки претендентов, квалификации и допуска до тендера компаний. Это вызвано тем, что они пытаются обезопасить себя от нечистоплотных подрядчиков. С другой стороны повышенное внимание к отбору претендентов полностью нивелирует основную задачу 94-ФЗ, то есть вместе с нечистоплотными претендентами отсеиваются и претенденты, способные выполнить данные работы дешевле и качественнее. И здесь важно найти баланс».
«Сама по себе идея электронных торгов является, несомненно, правильным направлением развития, однако, как и все новое имеет свои плюсы и минусы.
Полное исключение индивидуальной оценки предложений, которое последовательно проповедуется ФАС, иногда приводит к обратным результатам - например, возможность отсутствия у участника торгов допуска на соответствующий вид работ не позволяет быть уверенным, что работы будут выполнены, так как «субподрядчики с допуском», о которых говорит ФАС, могут и не существовать. Представляется, что для снижения злоупотреблений было бы неплохо ввести в практику требование о предоставлении юридического подтверждения наличия возможности выполнения работ, при отсутствии допуска к ним, например, в форме предварительного договора с соответствующим субподрядчиком», - комментирует партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям юридической компании «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.