Главный коллектор "Водоканала" Петербурга, который стоил более 40 миллиардов рублей, из-за строительства которого автомобилисты стояли в пробках а в квартплате добилась еще одна строчка, оказывается мало востребован. Десятки предприятий продолжают сами очищать свои отходы и сливать их в Неву.
Один из петербургских мегапроектов, главный коллектор "Водоканала", оказывается
мало востребован потребителями. Как стало известно "Деловому Петербургу", 64
предприятия пока так и не согласились с доводами властей, что забота об экологии
будет выгодна, и продолжают использовать свои автономные очистные сооружения,
несмотря на угрозы санкций и штрафов.
На строительство главного коллектора, которое велось с
1980-х годов, были потрачены миллиарды рублей. В ценах 2009 году общая стоимость
этого проекта - более 40 млрд рублей. В финансировании принимали участие как
городской бюджет (5,5 млрд рублей только в 2009-2011 гг.), так и банки, например
ЕБРР. Кроме того, "Водоканал" выпускал
облигации для финансирования своих проектов. Как раз 13 января 2011 года их было
выпущено на 2 млрд рублей, которые нужны для продолжения строительства
коллектора.
Кстати, чтобы отдавать кредиты и расплачиваться по облигациями, "Водоканал" пролоббировал включение в квартплату петербуржцев новой строчки - "канализование". Иными словами, в том, чтобы главный коллектор работал на полную мощность, заинтересованы все.
Кстати, чтобы отдавать кредиты и расплачиваться по облигациями, "Водоканал" пролоббировал включение в квартплату петербуржцев новой строчки - "канализование". Иными словами, в том, чтобы главный коллектор работал на полную мощность, заинтересованы все.
Тем не менее, по данным "Водоканала", на сегодняшний
день 64 предприятия официально отказываются подключаться к коллекторам,
предпочитая самостоятельно очищать свои отходы или спускать их в Неву.
Дело тут не только в равнодушии к природе. Как пояснили в
"Водоканале", прежде чем отправлять свои стоки в главный коллектор, предприятия
должны провести серьезную подготовительную работу, чтобы привести объем сточных
вод в соответствие с заявляемыми нормативами. Также надо обеспечить
предварительную очистку стоков, чтобы они соответствовали нормативам "Водоканала". Кроме того,
нужно самостоятельно построить трубопровод до коллектора. И для десятков
предприятий инвестиции в такой проект могут достигать миллионов рублей.
"Мы получили техусловия на присоединение нашего завода
"Пластполимер" к коллектору "Водоканала", но у нас пока нет на это денег", -
говорит управляющий управляющей компании "Теорема" Игорь Водопьянов. По его
словам, на выполнение условий надо около 15 млн рублей, а при нынешнем плачевном
состоянии "Пластполимера" такие инвестиции не имеют смысла.
Чиновники и "Водоканал" убеждают компании в выгоде таких
проектов, рассказывая об экономии при использовании ресурсов коллектора. Сергей Бодрунов, советник
губернатора Петербурга по промышленной политике, говорит, что эти расчеты
неубедительны.
"Я смотрел на цифры "Водоканала" по одному из предприятий.
Пока по сегодняшнему объему использования этого объекта экономической
результативности и рентабельности не просматривается", - говорит он, настаивая
на том, что необходима более внятная система мотивации.
По расчетам владельцев предприятий, содержание собственных
очистных сооружений и плата за обслуживание "Водоканалу" примерно равны. Но пока
никто не собирается компенсировать затраты предприятий на переключения, и
очередь из желающих подключиться к городским коллекторам невелика.
Справка: в 2008-2009 годах были выявлены 154 предприятия,
сбрасывающие свои стоки в Неву 90 компаний согласились сотрудничать с
"Водоканалом", а 64 так и не ответили.
Из-за строительства коллектора с марта 2010 года ограничено движение по
Пироговской и Арсенальной набережным.