12:2902 марта 201112:29
99просмотров
12:2902 марта 2011
Директор по исследовательской работе Reims Management School (Франция) Светлана Сердюкова о том, зачем наука бизнес–школам.
Пока в России ищут пути, как заставить вузы и бизнес–школы
активнее заниматься научно–исследовательской работой, европейские бизнес–школы
задумываются о том, насколько это полезно.
— Светлана, есть два полярных мнения о том, нужно ли преподавателям
бизнес–школ и университетов вести научно–исследо­вательскую работу. Согласно
первому — нужно, согласно второму — такая деятельность мешает. Вам
какое из них ближе?
— Я начну с особенности французской системы
бизнес–образования, где сосуществуют государственные и частные вузы: университет
и Grand Ecole. Университет — это бесплатно и без экзаменов, а после
окончания трудно найти работу. Бизнес–школа — это элита, дорого и громадный
конкурс. Научно–исследовательской деятельностью первоначально занимались только
университеты, бизнес–школы в это время развивали отношения с реальным бизнесом.
Ведь их задача — готовить высококачественных специалистов в менеджменте,
маркетинге, финансах и т.д., которых берут с руками и ногами в компании. Научная
деятельность началась в бизнес–школе только с появлением системы аккредитаций,
где это один из главных критериев.
— Может быть, дело в том, что в американской системе все бизнес–школы
существуют при университетах и подобный критерий просто увеличивает их
привлекательность?
— Действительно, в Америке почти все бизнес–школы относятся
к университетам, им присуща традиция вести научные исследования. Но сейчас там
очень много дискуссий о том, нужно ли это. В крупных американских бизнес–школах
есть преподаватели, которые никогда в жизни не видели студентов в лицо, они
только выпускают научные статьи. Во Франции мы до такого еще не дошли, но
система к этому толкает.
Сегодня в некоторых известных французских бизнес–школах
новые преподаватели в первый год работы вообще не преподают, потом только 30
часов в год. Все остальное время они проводят научные исследования и публикуют
их результаты в международных журналах.
Но здесь возникает парадокс: заниматься наукой и
публиковаться — это не одно и то же. Казалось бы, нормальная практика,
когда сначала проводят исследования, а потом публикуют результаты. Но
аккредитации и комиссии по продвижению по службе берут в расчет только статьи в
специализированных журналах — там, где их рецензируют два–три специалиста.
Причем статья может увидеть свет не раньше чем через 2–3 года. Если учесть время
на исследование и на оформление результатов, материал часто оказывается
устаревшим. Да и эти журналы по большому счету не читают ни менеджеры, ни
студенты. Хотя я считаю, что научно–исследовательская работа помогает
преподавателю поддерживать свой профессиональный уровень, развивает кругозор и
т.д. Разумеется, нужно и публиковаться. Но сегодня требования аккредитации и
академических журналов доведены до абсурда. И профессоров бизнес–школ толкают на
путь, который чужд большинству из них. Они заняты тем, чтобы доводить статью до
требований журналов, вместо того чтобы исполнять свою миссию — учить и
развивать студентов.
— Если бы такой критерий в аккредитации исчез, школы бы продолжили
заниматься research?
— Думаю, что да, но в другом объеме и качестве. Сегодня
репутация преподавателей слишком уж зависит от публикаций, хотя это простой и
понятный критерий оценки работы преподавателя, даже если непонятно, что потом
делать с его исследованием. И в эту игру включились все. Идет гонка за
профессорами, стоимость которых зависит от количества публикаций. Понятно, что
пригласить их могут себе позволить только лучшие школы в каждой стране. И этой
верхушке выгодны такие правила игры. И менять их они не собираются. Только
маленькие бизнес–школы ищут свои пути, потому что купить дорогих профессоров им
не позволяет бюджет.
Так что все остальные дружно садятся на весла и гребут в
сторону системы, где надо публиковаться все больше и больше, и лучше на
английском языке.
— Как в вашей школе обстоят дела, ведь вы возглавляете исследовательскую
работу?
— Мы предложили нашим преподавателям, а их у нас 90 человек, на выбор три
варианта. Первый для тех, кто любит работать со студентами. Мы не требуем от них
публикаций, только инновации в педагогике. Второй вариант для тех
преподавателей, кто способен и желает строить научную карьеру. Мы сокращаем им
количество часов преподавания и административной работы. И третий, который
выбрали многие наши профессора, состоит в том, что 30% времени они тратят на
педагогическую деятельность, 30% — на управленческую, 30% — на
науку.
Это мне кажется наиболее оптимальным вариантом. Потому что
так преподаватель одновременно развивается как педагог, находясь в постоянном
контакте со студентами, и у него есть время, чтобы вести консалтинг, повышая
свой деловой, реальный багаж, и читать научную литературу, публиковаться.
— Светлана, вы специалист из числа тех, кого сегодня президент России
зовет в страну помогать ей. Насколько это предложение интересно вам и вашим
коллегам?
— Здесь, во Франции, я, как ни странно, занимаюсь тем же
самым. То есть стараюсь привлечь в RMS ценных специалистов. Это очень сложно,
потому что у каждого из них есть своя история, свои амбиции, семья, дети.
Сорвать их с мест очень тяжело. А вспоминая свой опыт учебы и работы по
программе МВА в Казахстанском институте менеджмента, экономики и
прогнозирования, где 100% преподавателей были из Европы и Америки, могу сказать
вот что: не всегда приезжают работать самые лучшие кадры. Едут те, кто не смог
устроиться у себя.
Если Россия хочет привлечь настоящих профессионалов, нужно
смотреть не только на то, что человек может дать стране, но и почему он это
делает. Нужно искать, как говорится, идейных атаманов, то есть людей, которые
действительно хотят что–то привнести, что–то развить в России. Потому что очень
многие иностранцы приезжают в Россию на 2–3 года, катаются там как сыр в масле,
а их вклад в развитие страны, ради которого их и приглашали, минимален. Мне
кажется очень важным понять, почему человек принимает предложение.
Кроме того, сегодня хороший профессор, который способен
преподавать, заниматься наукой и публиковаться, стоит от 200 до 300 тыс. евро в
год. Не всем российским вузам это под силу. Думаю, в Россию люди бы поехали, но
надо знать, для чего они туда поедут, чтобы не было потом разочарований. Я лично
не думала о том, чтобы приехать в Россию работать, но — почему бы и
нет?
На заметку
Reims Management School (Франция) — одна из старейших
бизнес–школ Европы. Основана в 1928 г. Входит в топ–30 самых престижных учебных
заведений в сфере full time MBA по версии Financial Times.
Светлана Сердюкова училась и работала в КИМЕП (Казахстан) по
программе МВА. Получила ученую степень доктора наук в 2006 г. в HEC (Париж,
Франция), в RMS работает с 2003 г.