"Сделана из лучшего слоновьего помета в Индии" - написано на упаковках бумаги Haathi Chaap. Канадский бизнесмен пошел еще дальше, выпустив продукцию из помета лошадей, коров и панд, найдя таким образом баланс между экологической ответственностью и коммерческой выгодой.
Идея переработки слоновьего помета пришла к индийскому
предпринимателю, когда он шел по дороге к храму возле Амберского дворца в
Джайпуре, рассказывает The
Los Angeles Times. Он взглянул на кучу навоза слона, в которую только что
чуть не вляпался и заметил, что текстура помета травоядного животного очень
похожа на древесину. "Эврика! - подумал он. - Бумага из слоновьих какашек".
В то время Виджендеру Шехавату шел 29 год, он производил
бумагу ручной работы из хлопка и едва сводил концы с концами. Его семья подумала
другое: "Полный дурак". Династия Шехавата происходила из касты воинов. Да,
конечно, род пришел немного в упадок, но что подумают соседи? По словам матери
Шехавата, их предки когда-то восседали на троне и единственная мысль, которая им
пришла в голову по поводу идеи сына: "Как низко мы пали!"
Основной покупатель Шехавата, также отнесся скептически.
"Это слишком странно, - подумала Махима Мехра, директор бумажного производства
Papeterie Ко. - Это просто нелепо". Но Шехават упорно продолжал
экспериментировать. Бумага, сделанная из 100% навоза, разваливалась, 50% навоза
и 50% хлопка - была слишком хрупкой. И вот наконец, после долгих месяцев, он
нашел нужное сочетание: 75% навоза - 25% хлопка. Не волнуйтесь, навоз сначала
промывают.
К тому
времени Мехра также поддержала идею
после исследования рынка. Оказалось, что подобную бумагу уже делают в Таиланде,
Шри-Ланки, Южной Африке и других местах. Для борьбы с циниками, они сослались на
Ганешу - индуисткое божество с головой слона - говоря, что никакого вреда в
переработанных отходах божественного быть не может. "В нашей стране религия -
это все. Внезапно с этой бумагой многие захотели работать", - рассказывает
Мехра.
Поначалу были сложности со сбором сырья, но Шехават решил
эту задачу, взяв кормление многочисленных слонов, которых используют погонщики
для прогулки туристов в Джайпуре. Качество сырья улучшилось, и все, включая
погонщиков, остались довольны.
Первоначальные попытки поручить маркетинг немецкой компании,
потерпели неудачу. Немцы были слишком серьезны для такого товара. "Ты не можешь
быть скучным, ты должен быть забавным с таким материалом", сказала Мехра. И они
решили продавать его сами.
"Сделана из лучшего слоновьего помета в Индии" - написано на
упаковках бумаги под брэндом Haathi Chaap (печать слона). По словам Мехры,
некоторые покупатели говорят "Ой!" и отказываются к ней прикоснуться, но
большинство - улыбаются и почти не думают о запахе. "Как только мы
объясняем, как это сделано, им абсолютно нравится эта идея". Запах действительно
не различим, свидетельствует журналист The Los Angeles Times.
Вначале навоз промывают, затем доводят до кипения, добавив
соль и питьевую соду, чтобы умерить запах. Эту массу отбивают, просеивают,
раскатывают на листы. Финальный этап - просушивание, занимает от одного дня до
недели в сезон дождей.
Некоторое время Шехават экспериментировал: пробовал кормить
слонов куркумой в надежде создать желтую бумагу. Не получилось. Теперь он
добавляет органические красители в конце процесса, в том числе свекольный сок
для красной бумаги, сушеную шкуру граната для серого и касторовое масло для
зеленого. Предприятие Шехавата существует уже 8 лет. Сейчас он производит
еженедельно 2000 листов размером 2 на 3 фута, которые продает в Соединенные
Штаты и Европу.
Шехават всегда был склонен к благотворительности. "В детстве
он отдавал свой обед нищим, - рассказывает мать, - Теперь он мечтает перенести
свою мастерскую в сельскую местность, чтобы обеспечить рабочими местами женщин,
у которых мало шансов выйти из дома, и, стать примером для предпринимателей".
"Называйте это Божьим провидением или удачей, но многое стало на свои места, и я чувствую себя благословенным", - говорит удачливый бизнесмен. - Раньше они думали, что я дурачок, теперь они думают, что я гений".
"Называйте это Божьим провидением или удачей, но многое стало на свои места, и я чувствую себя благословенным", - говорит удачливый бизнесмен. - Раньше они думали, что я дурачок, теперь они думают, что я гений".
Канадского предпринимателя Майкла Фланкмэна (Michael
Flancman) его партнеры также сочли сумасшедшим, когда в 2002 году он привез из
Таиланда идею изготовления бумажной продукции из слоновьего помета.
Сегодня компания Майкла и его жены Тан The Great Elephant
Poo Poo Paper Company, производит альбомы, тетради, записные книжки, фоторамки,
упаковочную бумагу, пакеты и открытки. Кроме слоновьих какашек Elephant Poo
использует лошадиный и коровий помет, а также экскременты панд.
Товары, не наносящие вреда здоровью и окружающей среде,
являются вдохновением для супружеской пары. Они считают, что нашли баланс между
экологической ответственностью и коммерческой выгодой, подход в котором
сегодня так нуждается наша планета.
Майкл и Тан Фланкмэны также находят невероятно забавным,
продавать какашки для повседневной жизни. По их мнению, не надо относиться
к себе слишком серьезно.