Таможенный союз России и Белоруссии дал свои плоды. Россияне начали ездить за машинами к соседям. Сейчас некоторые автомобили из Белоруссии стоят дешевле примерно на 20%. "Деловой Петербург" составил схему, как привезти автомобиль из Белоруссии, и узнал почему они там столько стоят.
В социальных сетях стали появляться отчеты россиян о
покупках машин в Белоруссии. Используя совершенно легальные схемы, можно
сэкономить по нескольку сотен тысяч рублей. В основном это правило действует для
новых машин в салонах.
Таможенные пошлины на автомобили в Белоруссии в последние
годы были значительно ниже, чем в России, которой приходилось защищать
собственных производителей. Пошлины для белорусов отличались от 3-х до 10 раз от
российских.
В 2010 году начал действовать Таможенный союз России и
Белоруссии, и провоз товаров между странами стал беспошлинным. Разумеется, с
подачи автопроизводителей РФ российские власти оказали беспрецедентное давление
на белорусских чиновников, и в итоге почти по всем категориям автомобилей
пошлины были приведены к общему российскому уровню.
Однако по ряду позиций различия все же остались, и десятки
россиян уже сейчас спешат ими воспользоваться.
Корреспондент "Делового Петербурга" поинтересовался нюансами
покупки машин у официального дилера Mitsubishi в Минске ("РедМоторс"). "К нам
часто обращаются из России, и сейчас уже образовалась очередь из россиян
примерно из 20 человек. Все машины в наличии у нас закончились, и если вы
встанете в очередь сейчас, то получите автомобиль в начале июня", - рассказал
менеджер компании. По его словам, белорусские автосалоны уже научились хорошо
работать с россиянами. Чтобы купить машину, в Минске придется провести всего
один день: к приезду покупателя уже будет подготовлен весь пакет необходимых
документов.
Автомобильные форумы пестрят рассказами реальных покупателей
об их опыте покупок в Белоруссии. Причем все эти схемы совершенно легальны.
"Таких вариантов довольно много, и экономия может быть весьма существенной, ведь
скидку в 20% не даст ни один дилер в России", - говорит эксперт авторынка
Виталий Новиков.
"Нюансов очень много. Сами белорусы те же Mitsubishi Pajero
покупают в основном у дилеров в Литве", - рассказывает Алексей Терещенко,
директор отделения стратегического развития российско-белорусского холдинга "Атлант-М". По его словам,
разница в ценах получается не только за счет пошлин, но и из-за разных принципов
взимания НДС. В то же время российские дилеры получают от производителей большие
скидки за счет больших объемов продаж, и недорогие модели зачастую в России
оказываются даже дешевле, чем в Белоруссии.
Однако возможность экономии нескольких сотен тысяч рублей
для подавляющего большинства российских покупателей недостаточна, чтобы
ввязываться в белорусскую схему. Об инертности российских покупателей говорит и
Евгений Верба, в недавнем прошлом коммерческий директор ЗАО "ПЛТ" (дилер KIA).
"Хотя разница в цене на KIA Sportage достигает 300 тыс. рублей, у наших дилеров
все равно нет отбоя от покупателей и очереди растягиваются на несколько
месяцев", - говорит он.
Статистика также подтверждает, что у российских дилеров,
несмотря на "белорусскую лазейку", нет причин жаловаться. Продажи в январе 2011
году выросли на 72% по сравнению с прошлым годом, а купленные в Белоруссии
машины все равно обслуживаются на местных сервисах.
Выгодно ехать за машиной в Минск становится, лишь когда речь
заходит о машинах стоимостью от 1 млн рублей. Таких моделей, производимых в РФ,
немного, так что ожидать серьезных усилий со стороны российского автолобби по
противодействию белорусским схемам вряд ли стоит.
Объем белорусского авторынка почти в 100 раз меньше, чем в
РФ. И даже те несколько сотен покупателей, которые приедут из России, станут для
местных дилеров большим подспорьем. В итоге получается, что белорусские
таможенные лазейки устраивают всех участников рынка и, скорее всего, будут
работать довольно долго. А президент РФ Дмитрий Медведев пообещал
снижение пошлин в 2013 году на машины и для россиян.