В Клубе "Энергоэффективность и энергосбережение" обсудили проблемы реализации 261-ФЗ в сфере ЖКХ.
Организаторы мероприятия - газета "Деловой Петербург" и
агентство бизнес-коммуникаций DP Media.
Мероприятие прошло на площадке БЦ "Сенатор".
Ключевым спикером заседания выступил сенатор
Александр Починок, член комиссии Совета Федерации по
жилищной политике и ЖКХ, заместитель руководителя Рабочей группы по мониторингу
федерального закона № 261. Он открыл заседание, обозначив основные вопросы,
которые власти необходимо обсудить с бизнесом для дальнейшего реформирования
законодательства в сфере энергоэффективности.
Александр Починок: "Логика создания 261-ФЗ была такова
- мы тратим чрезмерное количество энергоресурсов, в разы больше, чем
сопоставимые с нами страны. Поэтому закон писался немножко второпях.
Корень проблем, с которыми сталкиваются при реализации 261-ФЗ, кроется в проведенной некогда нами приватизации. Люди получили все даром, но по прежнему думают, что ответственность лежит на государстве, даже когда нужно делать капремонт. Люди жалуются на то, что растет плата за ресурсы, но не обращают внимания на то, сколько они потребляют. И не только население неграмотно в вопросах энергоэффективности, посмотрите, что происходит на предприятиях. Мы высокими темпами наращиваем потребление ресурсов, растет и удельная энергоемкость валового продукта".
Корень проблем, с которыми сталкиваются при реализации 261-ФЗ, кроется в проведенной некогда нами приватизации. Люди получили все даром, но по прежнему думают, что ответственность лежит на государстве, даже когда нужно делать капремонт. Люди жалуются на то, что растет плата за ресурсы, но не обращают внимания на то, сколько они потребляют. И не только население неграмотно в вопросах энергоэффективности, посмотрите, что происходит на предприятиях. Мы высокими темпами наращиваем потребление ресурсов, растет и удельная энергоемкость валового продукта".
Сенатор обозначил такую проблему как рост цен естественных
монополистов, который намного превышает и инфляцию и любые цепочные индексы
роста цен в стране.
Александр Починок: "Получается, что чем больше мы экономим
ресурсы, тем больше растут тарифы, и бороться с этим практически невозможно. А
что можно исправить в механизме работы ТСЖ для того, чтобы он мог справиться с
собственниками жилья в доме, которые просто не хотят платить. Ведь если человек
не хочет платить, то его заставить платить практически невозможно.
С другой стороны, из нынешней системы ценообразования, из нынешних огромных потерь, из-за наличия монополий, получаются чрезмерно большие платежи и население не в состоянии оплатить их. У нас очень большие дырки в механизме субсидирования. Мы все понимаем, что нужно внедрять энергоэффективные технологии и экономить ресурсы, но получается, что никто в этом не заинтересован. Я, например, посчитал затраты на применение энергосберегающих лампочек с учетом затрат на ее производство и для меня как для собственника вышел минус".
С другой стороны, из нынешней системы ценообразования, из нынешних огромных потерь, из-за наличия монополий, получаются чрезмерно большие платежи и население не в состоянии оплатить их. У нас очень большие дырки в механизме субсидирования. Мы все понимаем, что нужно внедрять энергоэффективные технологии и экономить ресурсы, но получается, что никто в этом не заинтересован. Я, например, посчитал затраты на применение энергосберегающих лампочек с учетом затрат на ее производство и для меня как для собственника вышел минус".
О проблемах ответственности за неисполнение закона об
энергосбережении высказался Денис Шабуров, начальник
Управления по работе с ТСЖ иУК Жилищного комитета СПб.
Денис Шабуров: "Любое действие должно содержать механизмы.
261-ФЗ есть, но отсутствует ответственность за его неисполнение. Мы не сможем
оснастить приборами учета весь жилой фонд Петербурга, так как ответственность за
неисполнение закона ни на ком не лежит.
Пока у нас на федеральном уровне не существует концепции развития жилищного хозяйства как такового. Установка приборов учета – это не экономия энергии, это возможность увидеть, сколько фактически потребляет население. У нас в настоящий момент отсутствуют актуальные сведения о состоянии жилищного фонда, и нет госоргана, который бы собирал информацию о конструктивных элементах жилищного фонда, между тем как эта информация должна постоянно актуализироваться. Ведь для того чтобы принять экономически выгодное решение необходима объективная информация.
Проект изменений в Жилищный кодекс достаточно большой и объемный, и там вроде как это право предусматривается, но все это пока носит лишь общий характер. Если реализовать все те мероприятия, которые предусмотрены 261-ФЗ, это повлечет увеличение размера оплаты собственников, причем размер оплаты может не уложиться в максимальные15%.
Давайте тогда определимся, система ЖКХ – это бизнес или это социальная сфера? Рыночные механизмы в этой сфере у нас ограничены, и я понимаю справедливость этих ограничений – не все собственники могут оплатить тарифы. Но тогда может быть имеет смысл задать вопрос отказа от собственности".
Пока у нас на федеральном уровне не существует концепции развития жилищного хозяйства как такового. Установка приборов учета – это не экономия энергии, это возможность увидеть, сколько фактически потребляет население. У нас в настоящий момент отсутствуют актуальные сведения о состоянии жилищного фонда, и нет госоргана, который бы собирал информацию о конструктивных элементах жилищного фонда, между тем как эта информация должна постоянно актуализироваться. Ведь для того чтобы принять экономически выгодное решение необходима объективная информация.
Проект изменений в Жилищный кодекс достаточно большой и объемный, и там вроде как это право предусматривается, но все это пока носит лишь общий характер. Если реализовать все те мероприятия, которые предусмотрены 261-ФЗ, это повлечет увеличение размера оплаты собственников, причем размер оплаты может не уложиться в максимальные15%.
Давайте тогда определимся, система ЖКХ – это бизнес или это социальная сфера? Рыночные механизмы в этой сфере у нас ограничены, и я понимаю справедливость этих ограничений – не все собственники могут оплатить тарифы. Но тогда может быть имеет смысл задать вопрос отказа от собственности".
Проблема неэффективности некоторых собстенников вызвала
жаркие споры между участниками круглого стола. В пример был приведен опыт
зарубежных стран, где жильцы, не способные оплачивать жилищно-коммунальные
услуги, выселяются, а их имущество продается для погашения долгов перед
ресурсоснабжающими организациями. К необходимости внедрения подобных механизмов
воздействия на неэффективных собственников все больше склоняются и в России.
Хотя, как отметил Денис Шабуров, на памяти Петербурга был всего один случай
выселения, не имеющий с неэффективностью ничего обшего.
Денис Шабуров также затронул проблему привлечения банковских кредитов при
установке приборов учета в тех объемах, которые предписывает 261-ФЗ: "Понятно,
что банковская ставка будет существенно выше, чем ставка рефинансирования ЦБ РФ.
Возьмем, к примеру, ставку 10%. Если собственник заплатит за установку узла
учетов в конкретное время в конкретный момент плюс процент – получается
стоимость с коэффициентом 1,5. Жильцы, может быть, и готовы платить за установку
приборов учета, но оплачивать банковскую ставку они не готовы. Может быть,
следует рассмотреть возможные варианты субсидирования".
Заместитель председателя Комитета по энергетике и
инженерному обеспечению СПб Светлана Мельникова отметила, что
собственники зачастую умышленно не хотят ставить приборы учета, и конфликт между
ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями назрел.
Светлана Мельникова: "Те судебные решения, которые по
проблеме установки приборов учета уже вынесены, они на руку собственникам.
Необходимы масштабные разъяснительные работы, в частности, от ассоциаций ТСЖ:
ведь если собственники в этом году не поставят приборы сами, то с начала
следующего года они должны будут пустить энергоснабжающую организацию и ставить
по ее цене. В противном случае, энергоснабжающие организации будут вынуждены
судиться2.
Она также добавила, что помимо отсутствия формы
энергосервисного контракта на законодательном уровне отсутствует
понимание, что должно представлять из себя типовое задание на энергетическое
обследование. "На сегодняшний день у нас в городе 6 СРО по энергоаудиторам, в
каждом из них по 25 энергетических компаний – итого 150. При этом говорит о
квалификации не можем, потому как видим разные варианты энергетических
паспортов, - заметила Светлана Мельникова. - Сейчас техзадания определяются на
уровне каждого отедльно взятого СРО. Результат подобных энергетических
обследований очевиден - кто во что горазд. Хотелось бы, чтобы был механизм".
В рамках борьбы с энергоэффективной безграмотностью при Комитете по
энергетике и инженерному обеспечению СПб в 2011 году начнет работу Центр
энергоэффективности и энергосбережения. На его базе будут аккумулированы все
пилотные проекты и технологии, что позволит мобильно обмениваться опытом.
Начальник управления развития топливно-энергетического
комплекса и потребительского рынка Комитета по тарифам СПб
Алексей Радько заявил об отсутствии четкой методологии
энергосбережения в целом.
Алексей Радько: "На сегодняшний день отсутствует
законодательная норма, которая бы определяла, что относить к энергосбережению.
Отсутствует и понимание, какой должен быть срок окупаемости, если мероприятие
носит какой либо экономический эффект. Мы со стороны Комитета по тарифам
стимулируем предприятия, говоря, что тот экономический эффект, который будет
образовываться в организации будет оставаться за организацией, а не срезаться
органами госвласти по факту достижения каких-то технико-экономических
показателей".
Владимир Фомин, заместитель генерального директора, главный
инженер ГУП "ТЭК СПб", заявил, что при проверках домов оказывается, что ремонт
систем отопления сегодня проводится именно так, как его делать нельзя. По этой
причине если одновременно открыть все отключенные батареи, целый месяц будет
идти грязная вода, что, в свою очередь, скажется на качестве горячей воды и на
качестве отопления.
Он также добавил, что ежедневно отвечает на десятки писем, в
половине из которых жильцы жалуются на недотоп, а во второй половине – на
перетоп: "Общая картина по Петербургу такова, что при среднесуточной
температуре в -18 градусов мы работаем на -10, и температура обратной сетевой
воды превышает норматив на 2-5 градусов, т.е. тепло в жилье не снимается в
полной мере. И получается, что некоторые получают достаточно, а хвостовые дома
наоборот недополучают".
Директор регионального центра "РАЭЦ" Ольга Гольдина
отметила, что ремонт системы отопления будет результативным, только
если будет проведен комплексно. По ее мнению с перетопами можно бороться,
устанавливая системы регулировки, в частности, регулирующие клапаны.
В качестве методов стимулирования собственников к оплате
жилищно-коммунальных услуг Ольга Гольдина предложила ввести систему, при которой
те собственники, которые не будут укладываться в норму потребления, должны
оплачивать услуги ЖКХ по более высоким тарифам.
Своим опытом внедрения энергоэффективных технологий в сфере
ЖКХ поделился Николай Питиримов, председатель НП "Городское объединение
домовладельцев".
Николай Питиримов: "У нас почти 5 тысяч объединений ТСЖ и
тех лиц, которые сами принимают решения, в том числе при проведении
энергосберегающих мероприятий. Я представляю только часть собственников жилья,
для которых это решение принято.
На сегодняшний день уже существует много технических решений грамотно подготовленных, которые только требуют привязки к конкретному объекту, адаптации. Но результат виден только в том случае, если это комплексный подход. К примеру, не просто замена одной лампочки на другую, а полная модернизация системы освещения.
На сегодняшний день существует несколько финансовых инстурментов для реализации различных технических решений, в частности, энергосервисный контракт. На мой взгляд, государство должно субсидировать процентную ставку по кредиту под четкий набор энергсберегающих мероприятий, утвержденных на государственном уровне. В Петербурге отлично работает субсидирование инновационных и малых предприятий, и ничего нового тут придумывать не надо. Помимо этого должен быть создан гарантийный фонд".
На сегодняшний день уже существует много технических решений грамотно подготовленных, которые только требуют привязки к конкретному объекту, адаптации. Но результат виден только в том случае, если это комплексный подход. К примеру, не просто замена одной лампочки на другую, а полная модернизация системы освещения.
На сегодняшний день существует несколько финансовых инстурментов для реализации различных технических решений, в частности, энергосервисный контракт. На мой взгляд, государство должно субсидировать процентную ставку по кредиту под четкий набор энергсберегающих мероприятий, утвержденных на государственном уровне. В Петербурге отлично работает субсидирование инновационных и малых предприятий, и ничего нового тут придумывать не надо. Помимо этого должен быть создан гарантийный фонд".
Марина Акимова, президент Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ СПб, в
свою очередь, заявила, что трудно представить себе кредит под энергоэффективное
мероприятие, если в городе такая ситуация с неплатежами: "Кредит должен брать
собственник, а ТСЖ только организовывать. У ТСЖ денег нет, граждане не будут
платить, и кто тогда будет ответственен?".
Марина Акимова: "Говоря об энергосбережении, мы постоянно ссылаемся на заграничный опыт. Но даже при той же установке узлов учета - у нас вертикальная разводка, за границей – вертикальная. Второе – у нас совсем другого качества вода, и надо будет ставить еще фильтры. На мой взгляд при Комитете по энергетике и инженерному обеспечению необходимо создать Рабочую группу для решения этих наболевших вопросов.
Марина Акимова: "Говоря об энергосбережении, мы постоянно ссылаемся на заграничный опыт. Но даже при той же установке узлов учета - у нас вертикальная разводка, за границей – вертикальная. Второе – у нас совсем другого качества вода, и надо будет ставить еще фильтры. На мой взгляд при Комитете по энергетике и инженерному обеспечению необходимо создать Рабочую группу для решения этих наболевших вопросов.
Президент Ассоциации ТСЖ Центрального района СПб Владимир Семенов
добавил, что реализация в центре Петербурга энергоэффективных
проектов требует огромных финансовых затрат, так как система разводки воды
и отопления старого фонда не позволяет поставить прибор учета на каждый дом или
квартиру в отдельности.
Владимир Семенов: "Я обратился в три организации – ГУП "ТЭК
СПб", "Петербургтеплоэнерго" и "Теплосеть СПб" с просьбой заключить договор с
ТСЖ . Ответ был получен только от "Петербургтеплоэнерго", и то, в нем было
сказано, что город разделен на зоны ответственности, и поэтому заключить договор
с нами не могут.
Когда мы приходим к поставщику с целью заключить договор, то он формулирует условия, которые выгодны ему, а не потребителю. В любом другом случае вы никогда не сможете согласовать с ним договор. У потребителя должно быть право выбора поставщика независимо от того, является он монополистом или нет. В Петербурге есть как минимум три поставщика услуг со всеми сетями".
Когда мы приходим к поставщику с целью заключить договор, то он формулирует условия, которые выгодны ему, а не потребителю. В любом другом случае вы никогда не сможете согласовать с ним договор. У потребителя должно быть право выбора поставщика независимо от того, является он монополистом или нет. В Петербурге есть как минимум три поставщика услуг со всеми сетями".
Несмотря на сложности с применением законодательства
производители приборов учета констатируют обратное. Так,
Владимир Ядыкин, генеральный директор ЗАО "Интегратор
энергетического комплекса" отметил, что как только были отменены бюджетные
инвестиции в узлы учета, спрос на них по данным 2010 года вырос на 50%. "В 2011
году, на мой взгляд, суммарная мощность производства приборов учета не
покроет и 30% спроса", - добавил он.
Генеральный директор ООО "Балтийская инструментальная
компания" Алексей Жогаль заявил, что на сегодняшний день существуют три
основные проблемы на пути реализации 261-ФЗ – невозможность рассчитать сроки
окупаемости подобного рода проектов, отсутствие единого центра, где будут
собраны все технологии по энергосбережению, и отсутствие программ, позволяющих
просчитать все потери и потребления.
Своим опытом установки индивидуальных блочных тепловых
пунктов поделился Николай Есиневич, генеральный директор Digital Group
(специализируется на разработке и реализации комплексных решений в области
создания инженерных и информационных систем).
Николай Есиневич: "Во Фрунзенском районе нами был реализован
проект установки индивидуального блочного теплового пункта, стоимостью 400 тыс.
рублей. Его окупаемость составляет один тепловой сезон. Такую систему,
конечно, можно поставить не везде, и в некоторых случаях для этого нужно
переоборудовать всю систему теплоснабжения.
Большинство ТСЖ пугается, что придет компания и будет требовать от них сразу какие-то деньги. Но есть инструменты, которые позволяют распределить сумму на несколько лет. Мы работаем с рядом банков, которые позволяют проводить различные инвестиционные проекты.
Более того, существует очень много мероприятий, не связанных с поставкой какого-то конкретного оборудования технического - например, утепление труб в подвале, что тоже позволяет экономить тепло".
Большинство ТСЖ пугается, что придет компания и будет требовать от них сразу какие-то деньги. Но есть инструменты, которые позволяют распределить сумму на несколько лет. Мы работаем с рядом банков, которые позволяют проводить различные инвестиционные проекты.
Более того, существует очень много мероприятий, не связанных с поставкой какого-то конкретного оборудования технического - например, утепление труб в подвале, что тоже позволяет экономить тепло".