Из метрополитена Петербурга выводят деньги в американские офшоры

Автор фото: "ДП"

Пока руководство петербургской подземки заявляет о необходимости новых трат на повышение безопасности, из самого ГУП "Петербургский метрополитен", под носом губернатора города Валентины Матвиенко, выкачивают деньги в американские офшоры.

В петербургском метро, которое является режимным объектом,
уже почти 20 лет рекламу контролируют офшоры США: Afcap Ltd из штата Огайо и
Longbell Ltd из штата Делавэр.
На фоне очередного повышения стоимости проезда в метро,
которое руководители метрополитена объясняют тем, что необходимо усилить уровень
безопасности, "Деловой Петербург" проверил источники доходов ГУП "Петербургский
метрополитен
".
В метро нашлось много интересного. Выяснилось следующее: в
метро уже почти 20 лет работают компании, выкачивающие в офшоры сотни
миллионов рублей в год. Убедиться в том, что часть доходов от рекламы в метро
получает американский офшор, может каждый пассажир. Почти на всех рекламных
боксах на эскалаторах видна надпись: "КОО "Афкап Инк Лтд".
Компания Afcap Inc Ltd, согласно ее сайту, работает в
петербургском метрополитене с 1992 года. По данным регистраторов, Afcap Inc Ltd
зарегистрирована в штате Огайо, США. Огайо - это офшорная зона, и сведения о
владельцах Afcap Ltd скрыты. Поэтому неизвестно, связана ли эта фирма с
Владимиром Гарюгиным, который возглавил ГУП "Петербургский метрополитен" в 1990
году.
Между тем, как сообщили в самой рекламной фирме, она
контролирует почти всю рекламу в метрополитене. Суммы, которые оказались в этом
офшоре за все годы его сотрудничества с ГУП "Петербургский метрополитен", также
скрыты. По оценкам экспертов, объем рекламного рынка "под землей" до 2005 года
составлял $10-15 млн в год. Гендиректор "Афкап" Федор Каменский наотрез
отказался от комментариев темы собственников компании. В ГУП "Петербургский метрополитен"
на эту тему также говорить не стали.
До 2005 года метрополитен работал с "Афкап" самостоятельно.
Но затем права заключения договоров аренды с рекламными операторами перешли от
метрополитена к ГУП "Городской центр размещения
рекламы
" (ГЦРР). Но метрополитен потерял не все доходы от рекламы. Судя по
данным СПАРК, в бюджет Петербурга через ГЦРР от операторов рекламы стало
поступать $5-6 млн в год. А $10-12 млн ежегодно по-прежнему получал
метрополитен.
Как объяснили в ГУП, работы по размещению и обслуживанию
рекламоносителей могут вести только сотрудники метро. За это они и берут плату.
А прибыль от этой деятельности идет на покрытие убытков от основной деятельности
ГУП, связанных с большим количеством льготников.
Участники рекламного рынка признают, что "попасть" в метро
им практически невозможно. В 2005 году, когда ГЦРР провел конкурс на размещение
рекламы в метро, бизнес-сообщество ожидало, что "под землю" проникнут операторы
наружной рекламы, действующие на поверхности земли. Но не тут-то было: метро
является режимным объектом, и, чтобы участвовать в конкурсе, нужен был
специальный допуск. "У нас была мысль "нырнуть" под землю, но она так и осталась
мыслью", - отмечает глава ООО "Талер" Михаил Пационко. То
же самое говорят и глава петербургского отделения News Outdoor Владимир Рябовол,
и глава ЗАО "Постер"
Кирилл Опарин.
Допуск имели четыре фирмы, они и поделили рынок: ЗАО
"Коммет" (занял 1,1% рынка), ООО "Метроном" (42,8% рынка), ЗАО "Анфас" (2,1%
рынка) и Afcap Ltd (54% рынка). Правда, потом, по данным СПАРК, "Коммет"
оказался подконтрольным "Афкапу", а "Метроном" - другому офшору Longbell
International Ltd из штата Делавэр, США. Лишь ЗАО "Анфас", по данным СПАРК,
учредили физлица. Как сообщили в "Афкап", рекламные поверхности "Анфаса" теперь
тоже принадлежат "Афкапу".
Справка: по данным СПАРК, оборот ГУП "Петербургский метрополитен"
в последние годы вырос с $230 млн до $420 млн. В первую очередь благодаря
ежегодному повышению цены проезда (с 12 рублей в 2005 г. до 25 рублей в 2011
г.). Но себестоимость перевозок почему-то растет еще быстрее, поэтому убытки с
продаж тоже выросли - с $10,5 млн в 2005 году до $32 млн в 2009
году.