Генпродюсер "Generation П": "У нас в стране 99,9% населения всё пофигу"

Автор фото: Итар-Тасс
Андрей Васильев

Генеральный продюсер фильма "Generation П", бывший главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о пелевинщине, Березовском, Ходорковском и других олигархах.

"ДП": Андрей, сложно ли оказалось адаптировать Пелевина к
кино?
Андрей Васильев: Это не моя вообще тема, адаптировал не я.
Но на самом деле, когда я присутствовал на монтаже, то советовал режиссеру
убирать пелевинщину. Потому что все его пассажи, такие философские или
квазифилософские, - они совершенно не кинематографичны. Если посмотреть на
произведение с точки зрения кино, там очень много такого трындежа ни о чем, и
это мы максимально все убрали. Не говоря уже о том, что, на мой взгляд, это
совершенно вторичный трындеж, который имеет отношение скорее не к раннему
Пелевину, а скорее к раннему Сергею Минаеву. А с точки зрения сюжета он довольно
лихой, как выяснилось, если убрать все лишнее. Вполне себе веселенькое
произведение.
"ДП": В итоге получился памятник 1990-м или это фильм про
наше время?
Андрей Васильев: Наше время вылезло из 1990-х, так что фильм
вполне актуален. Грубо говоря, его тема такова: реальность, в которой мы живем,
создана телевидением. Если в 1990-е годы к этому можно было относиться с юмором,
то теперь понимаем, что так оно и есть.
"ДП": В книге много разных вещей: орально-анальные
вау-факторы, мухоморы… А что главное? Ведь телевидение уже не так всесильно, его
заменил Интернет…
Андрей Васильев: Все это есть: и мухоморы, и вау-факторы, и
анальные, и оральные… А с приходом Интернета ничего не изменилось. Если считать,
что он - это какая-то медийная реальность, то обычная, живая реальность -
субпродукт этой медийной реальности. Жизнь - производная от каких-то медийных
ресурсов. Вот и все. А телевизор, газета или Интернет - это, в общем, не
важно.
"ДП": Кого вы там играли?
Андрей Васильев: Я играл такого странного персонажа, который
там все время эпизодически появляется. Скажем так, прототипом я бы взял
Александра Волошина - руководителя Администрации президента в 1990-е годы, ну а
из нынешних - Суркова. Я сам больше похож на Волошина. Чисто физически.
"ДП": И бороду приклеили?
Андрей Васильев: Ну, у него не совсем борода, у него просто
была большая небритость, у меня то же самое.
"ДП": В книге достаточно много места занимает Борис
Березовский. Он и в фильме остался?
Андрей Васильев: В фильме есть один эпизод с
Березовским.
"ДП": Его играет компьютерная модель Березовского?
Андрей Васильев: Конечно (смеется). Что вполне в рамках
концепции.
"ДП": В чем заключалась ваша работа как генерального
продюсера? Вас ведь было несколько человек - генеральных…
Андрей Васильев: Так получилось, что на старте этого фильма
"Коммерсантъ" был информационным партнером, а поскольку у меня хобби - кино
(Андрей Васильев снялся примерно в 10 фильмах), то я в это дело так воткнулся,
что довольно много помогал фильму - организационно, даже какие-то деньги
находил. В том числе подогнал актера, который играет одну из главных ролей, -
Мишу Ефремова и договорился с Мишей, чтобы он не очень дорого брал. А при
монтаже надо было сильно сокращать, потому что материала было очень много. Но в
общем это прикол, конечно. Прикол, потому что денег я никаких с проката не
получу, но, с другой стороны, и убытков у меня никаких не будет.
"ДП": Книжка начинается с эпитафии: "Памяти среднего
класса". Но его не было в 1999-м, нет и в 2011 году.
Андрей Васильев: Это же во многом фантастическая книжка. И
память о среднем классе тоже фантастическая. Просто фокус. Заманочка
пелевинская. Это можно перевести так: в память о надеждах на появление среднего
класса.
"ДП": Еще у Пелевина описана универсальная схема русского
бизнеса, когда берется кредит, на него покупается джип и восемь ящиков водки,
потом, когда джип разбит, а водка кончилась, берется в 3 раза больший кредит и
т.д. Что-то в этой схеме изменилось?
Андрей Васильев: Этот монолог в фильме есть. Конечно, схема
изменилась. Все стало еще проще. Ищи родственника из Питера - и все. Или
родственника жены. И тогда твой ларек начинает цвести пышным цветом. Совсем
неинтересно. Там хоть какая-то схема была: покупаешь "Гранд Чероки" и ящик
водки…
"ДП": В 1990-е годы газеты легитимизировали бизнес. Какую
роль СМИ выполняют сейчас?
Андрей Васильев: Собственно, "Коммерсантъ" на этом поднялся.
Когда газета появилась, и особенно когда перешла на ежедневный режим, бизнеса-то
как такового не было - была имитация бизнеса, а на самом деле
полубандитский-полугосударственный распил, а мы на полном серьезе писали,
какие-то термины приводили. Нашим читателям очень нравилось в это играть. С
определенной долей допуска можно даже сказать, что "Коммерсантъ" этот бизнес и
породил.Если рассуждать по-взрослому, то функция СМИ - всего лишь информация. И
все. Добросовестная информация. Теперь я уже даже не понимаю, чем СМИ являются
для власти: инструментом или каким-то допингом - поэтому, собственно, никакого
отношения к СМИ больше не имею. Эта загадочная роль нынешних СМИ в политике или
бизнесе для меня непонятна и, наверное, неприемлема.
"ДП": Кто-то выполняет роль реальных информационных СМИ?
Андрей Васильев: Интернет как бы выполняет, но тоже с
приставкой "псевдо", потому что на самом деле настоящей информации в Интернете
нет, это больше похоже на сарафанное радио, слухи. Чем, по логике, должны
отличаться СМИ от Интернета: за базар СМИ отвечают, а интернетчики не отвечают,
грубо говоря, потому, что они работают под никами. А СМИ отвечают за базар,
опять-таки грубо говоря, просто потому, что на них можно в суд подать. Вот и
все.
Конечно, иногда бывает, что Интернет по каким-то темам
правдив, оперативен. "Интернет не наврал! О, клево, здорово!" Мы все удивляемся.
Строго говоря, Интернет врет по причине, ну, скажем так, непрофессиональности.
Но, с другой стороны, кто сказал, что он должен быть профессиональным?
"ДП": В Интернете есть свои звезды. Кто-то говорит, что
Навального надо в президенты или мэры Москвы. Эти звезды так же срежиссированы,
как и в ТВ?
Андрей Васильев: Не обязательно. Если говорить конкретно о
Навальном, ощущение у меня такое, что он не совсем стихийная фигура. Режиссура
чувствуется. Хотя, может быть, это саморежиссура.
"ДП": Почему в России тиражи качественных СМИ в 10-20-30 раз
ниже, чем на Западе?
Андрей Васильев: Просто культура потребления прессы очень
разная. Строго говоря, с приходом большевиков газета перестала быть насущным
продуктом для потребителя - она была насущным продуктом для ЦК КПСС и т.д., но
это другой разговор. Для элит, но элиты - они же малочисленны. Газета не была
каким-то насущным продуктом хотя бы потому, что была дико неинтересной. Я знаю,
о чем говорю, потому что начал работать журналистом еще при Советской власти. С
другой стороны, стоит 2-3 копейки - как стакан газированной воды в автомате. Ну
и почему не купить по пути к автобусной остановке? Там какой-нибудь кроссворд
есть, фельетон… А возвращать какую-то культуру потребления очень трудно, если
вообще возможно. Нет газеты в почтовом ящике - и хрен с ним, без этого очень
легко можно жить. В профессиональной журналистике нуждается достаточно мало
людей. Газеты выпускают для тех, кому не пофигу. А у нас в стране 99,9%
населения всё пофигу. А о том, как сыграл "Спартак", легко в Интернете узнать.
"ДП": Еще про Бориса Абрамовича хочу спросить. Вы с ним
много ведь общались. В конечном итоге для российской истории это фигура со
знаком плюс или минус?
Андрей Васильев: Смотрите, насчет плюса или минуса сложно
говорить. История такая: когда в 1996 году к власти могли прийти коммунисты, мы
этого очень боялись (и я лично тоже), тогда большинство СМИ с удовольствием
включились в кампанию за Ельцина. Причем это было довольно искренне. Теперь,
задним числом, я считаю, что это была ошибка, потому что СМИ не должно
участвовать ни в каких кампаниях. Если бы тогда победили коммунисты, они
победили бы демократическим путем, и вполне возможно, что они ориентировались на
демократию, по крайней мере боялись ее, демократии.
Дело не в Ельцине. Дело, конечно, в медийной промывке мозгов
и административном ресурсе. Одним из столпов этих выборов был Березовский. Не
одним, но одним из главных. Потом случился 1999-й год. И все по¬вторилось, с той
лишь разницей, что в большей степени роль сыграл административный ресурс. В
результате имеем то, что имеем.
Если конкретно о Березовском, он в общем опирался как бы на
демократию, но то, что его не устраивало, он устранял с помощью других
политических средств. В результате та реальность, которая образовалась, его и
закопала. И демократию тоже.
Нынешняя власть прекрасно понимает, что победила
нисколько не благодаря демократии, а вопреки ей. Поэтому и считает демократию
каким-то отжившим человеческим институтом. И в этом смысле нынешнюю власть даже
обвинять трудно: ей же продемонстрировали, когда она еще не была властью, что
демократия - это только осложняющий фактор. Ну и на фига тогда она нужна?
"ДП": Чем олигарх 1990-х отличается от олигарха нулевых?
Андрей Васильев: Олигарх 1990-х был в худшем случае бывшим
бандитом, в лучшем, скажем так, разбогатевшим кооператором. В конце 1990-х
богатые люди уже двинулись идеологически и системно к цивилизованному
капитализму. А теперь олигарх является одним из столпов
административно-командной системы. Это вообще советский термин, но тем не менее
мы к этому пришли. Собственно, никаких олигархов нет, а есть некие должности в
административно командной системе. Со всеми вытекающими последствиями. То есть
олигарха можно уволить. Просто взять и уволить. По сокращению штатов, за прогулы
- ну как любого чиновника.
"ДП": Вы ведь с Ходорковским были знакомы. Почему все так
вокруг него сплотились?
Андрей Васильев: Скорее не вокруг него, скорее против тех
процессов, которые с ним связаны. Грубо говоря, суд и все послесудебные действия
уже дошли до такого вопиющего абсурда, что теперь они как бы сами себя уже едят.
И, конечно, абсолютное большинство людей, которые все-таки различают предметы -
в этой стране, я думаю, дай Бог, чтобы их 5% было, - возмущены даже не из-за
того, что им жалко Ходорковского, а из-за того, что из них делают идиотов, уже
даже не слишком¬ маскируясь. Девиз последнего процесса над Ходорковским - "народ
все схавает, все быдло", никто ничего не понимает и не хочет понимать. Так что
дело даже не в Ходорковском и Лебедеве, а в их врагах. Они очень себя
дискредитировали с точки зрения здравого смысла. Скажем так.
"ДП": Как появился проект "Поэт и гражданин", когда Михаил
Ефремов читает "С яйцами тут Ходорковский и Лебедев…"?
Андрей Васильев: Это простая тема. Берется главное событие
недели, на него пишется стих в манере русских поэтов - Некрасова или Крылова,
например. Можно, конечно, придумать философское объяснение, что пришло время
эзопова языка. Но в данном случае мы издеваемся еще и над эзоповым языком,
потому что все фамилии и факты там называются прямым текстом. Поступок Натальи
Васильевой был объективно главным событием недели. Вот и все.
"ДП": По вашему богатому опыту общения с властью скажите,
много ли осталось во власти людей, которые не просто преследуют свои
бизнес-интересы, а стремятся к "разумному, доброму, вечному"?
Андрей Васильев: Надеюсь, что такие люди остались, я лично
таких не знаю. Хотя верить, конечно, хочется.
"ДП": Давно таких не видели?
Андрей Васильев: Да пожалуй, что и никогда.
"ДП": У меня сложилось ощущение, что вы внутренне достаточно
свободный человек. Как вы этой свободы достигли, работая на таком несвободном
рынке, как СМИ?
Андрей Васильев: Просто я в своей профессии никогда не врал
- ни начальникам, ни подчиненным, ни коллегам, ни контрагентам. Нет у меня
никакого скелета в шкафу - просто совсем нет. Когда мне говорят: твой телефон
прослушивается, я думаю: скорее всего, прослушивается. Ну и что? Никогда по
телефону не говорю, что не мог бы сказать по телевизору или по радио. Другое
дело, что никому не надо, чтобы я это говорил в телевизоре. Но это уже не моя
проблема.
Биография Андрея Васильева: родился в 1957 г. Учился в
Московском государственном институте химического машиностроения. В 1982 г. начал
работать в "Московском комсомольце". Работал в "Коммерсанте" с 1989 по 2010 г.
(с перерывами). Был главным редактором, генеральным директором издательского
дома. Возглавлял проект "Коммерсант-Украина". В 1997-1999 гг. работал на
ОРТ.