Генеральный продюсер фильма "Generation П", бывший главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о пелевинщине, Березовском, Ходорковском и других олигархах.
"ДП": Андрей, сложно ли оказалось адаптировать Пелевина к
кино?
кино?
Андрей Васильев: Это не моя вообще тема, адаптировал не я.
Но на самом деле, когда я присутствовал на монтаже, то советовал режиссеру
убирать пелевинщину. Потому что все его пассажи, такие философские или
квазифилософские, - они совершенно не кинематографичны. Если посмотреть на
произведение с точки зрения кино, там очень много такого трындежа ни о чем, и
это мы максимально все убрали. Не говоря уже о том, что, на мой взгляд, это
совершенно вторичный трындеж, который имеет отношение скорее не к раннему
Пелевину, а скорее к раннему Сергею Минаеву. А с точки зрения сюжета он довольно
лихой, как выяснилось, если убрать все лишнее. Вполне себе веселенькое
произведение.
Но на самом деле, когда я присутствовал на монтаже, то советовал режиссеру
убирать пелевинщину. Потому что все его пассажи, такие философские или
квазифилософские, - они совершенно не кинематографичны. Если посмотреть на
произведение с точки зрения кино, там очень много такого трындежа ни о чем, и
это мы максимально все убрали. Не говоря уже о том, что, на мой взгляд, это
совершенно вторичный трындеж, который имеет отношение скорее не к раннему
Пелевину, а скорее к раннему Сергею Минаеву. А с точки зрения сюжета он довольно
лихой, как выяснилось, если убрать все лишнее. Вполне себе веселенькое
произведение.
"ДП": В итоге получился памятник 1990-м или это фильм про
наше время?
наше время?
Андрей Васильев: Наше время вылезло из 1990-х, так что фильм
вполне актуален. Грубо говоря, его тема такова: реальность, в которой мы живем,
создана телевидением. Если в 1990-е годы к этому можно было относиться с юмором,
то теперь понимаем, что так оно и есть.
вполне актуален. Грубо говоря, его тема такова: реальность, в которой мы живем,
создана телевидением. Если в 1990-е годы к этому можно было относиться с юмором,
то теперь понимаем, что так оно и есть.
"ДП": В книге много разных вещей: орально-анальные
вау-факторы, мухоморы… А что главное? Ведь телевидение уже не так всесильно, его
заменил Интернет…
вау-факторы, мухоморы… А что главное? Ведь телевидение уже не так всесильно, его
заменил Интернет…
Андрей Васильев: Все это есть: и мухоморы, и вау-факторы, и
анальные, и оральные… А с приходом Интернета ничего не изменилось. Если считать,
что он - это какая-то медийная реальность, то обычная, живая реальность -
субпродукт этой медийной реальности. Жизнь - производная от каких-то медийных
ресурсов. Вот и все. А телевизор, газета или Интернет - это, в общем, не
важно.
анальные, и оральные… А с приходом Интернета ничего не изменилось. Если считать,
что он - это какая-то медийная реальность, то обычная, живая реальность -
субпродукт этой медийной реальности. Жизнь - производная от каких-то медийных
ресурсов. Вот и все. А телевизор, газета или Интернет - это, в общем, не
важно.
"ДП": Кого вы там играли?
Андрей Васильев: Я играл такого странного персонажа, который
там все время эпизодически появляется. Скажем так, прототипом я бы взял
Александра Волошина - руководителя Администрации президента в 1990-е годы, ну а
из нынешних - Суркова. Я сам больше похож на Волошина. Чисто физически.
там все время эпизодически появляется. Скажем так, прототипом я бы взял
Александра Волошина - руководителя Администрации президента в 1990-е годы, ну а
из нынешних - Суркова. Я сам больше похож на Волошина. Чисто физически.
"ДП": И бороду приклеили?
Андрей Васильев: Ну, у него не совсем борода, у него просто
была большая небритость, у меня то же самое.
была большая небритость, у меня то же самое.
"ДП": В книге достаточно много места занимает Борис
Березовский. Он и в фильме остался?
Березовский. Он и в фильме остался?
Андрей Васильев: В фильме есть один эпизод с
Березовским.
Березовским.
"ДП": Его играет компьютерная модель Березовского?
Андрей Васильев: Конечно (смеется). Что вполне в рамках
концепции.
концепции.
"ДП": В чем заключалась ваша работа как генерального
продюсера? Вас ведь было несколько человек - генеральных…
продюсера? Вас ведь было несколько человек - генеральных…
Андрей Васильев: Так получилось, что на старте этого фильма
"Коммерсантъ" был информационным партнером, а поскольку у меня хобби - кино
(Андрей Васильев снялся примерно в 10 фильмах), то я в это дело так воткнулся,
что довольно много помогал фильму - организационно, даже какие-то деньги
находил. В том числе подогнал актера, который играет одну из главных ролей, -
Мишу Ефремова и договорился с Мишей, чтобы он не очень дорого брал. А при
монтаже надо было сильно сокращать, потому что материала было очень много. Но в
общем это прикол, конечно. Прикол, потому что денег я никаких с проката не
получу, но, с другой стороны, и убытков у меня никаких не будет.
"Коммерсантъ" был информационным партнером, а поскольку у меня хобби - кино
(Андрей Васильев снялся примерно в 10 фильмах), то я в это дело так воткнулся,
что довольно много помогал фильму - организационно, даже какие-то деньги
находил. В том числе подогнал актера, который играет одну из главных ролей, -
Мишу Ефремова и договорился с Мишей, чтобы он не очень дорого брал. А при
монтаже надо было сильно сокращать, потому что материала было очень много. Но в
общем это прикол, конечно. Прикол, потому что денег я никаких с проката не
получу, но, с другой стороны, и убытков у меня никаких не будет.
"ДП": Книжка начинается с эпитафии: "Памяти среднего
класса". Но его не было в 1999-м, нет и в 2011 году.
класса". Но его не было в 1999-м, нет и в 2011 году.
Андрей Васильев: Это же во многом фантастическая книжка. И
память о среднем классе тоже фантастическая. Просто фокус. Заманочка
пелевинская. Это можно перевести так: в память о надеждах на появление среднего
класса.
память о среднем классе тоже фантастическая. Просто фокус. Заманочка
пелевинская. Это можно перевести так: в память о надеждах на появление среднего
класса.
"ДП": Еще у Пелевина описана универсальная схема русского
бизнеса, когда берется кредит, на него покупается джип и восемь ящиков водки,
потом, когда джип разбит, а водка кончилась, берется в 3 раза больший кредит и
т.д. Что-то в этой схеме изменилось?
бизнеса, когда берется кредит, на него покупается джип и восемь ящиков водки,
потом, когда джип разбит, а водка кончилась, берется в 3 раза больший кредит и
т.д. Что-то в этой схеме изменилось?
Андрей Васильев: Этот монолог в фильме есть. Конечно, схема
изменилась. Все стало еще проще. Ищи родственника из Питера - и все. Или
родственника жены. И тогда твой ларек начинает цвести пышным цветом. Совсем
неинтересно. Там хоть какая-то схема была: покупаешь "Гранд Чероки" и ящик
водки…
изменилась. Все стало еще проще. Ищи родственника из Питера - и все. Или
родственника жены. И тогда твой ларек начинает цвести пышным цветом. Совсем
неинтересно. Там хоть какая-то схема была: покупаешь "Гранд Чероки" и ящик
водки…
"ДП": В 1990-е годы газеты легитимизировали бизнес. Какую
роль СМИ выполняют сейчас?
роль СМИ выполняют сейчас?
Андрей Васильев: Собственно, "Коммерсантъ" на этом поднялся.
Когда газета появилась, и особенно когда перешла на ежедневный режим, бизнеса-то
как такового не было - была имитация бизнеса, а на самом деле
полубандитский-полугосударственный распил, а мы на полном серьезе писали,
какие-то термины приводили. Нашим читателям очень нравилось в это играть. С
определенной долей допуска можно даже сказать, что "Коммерсантъ" этот бизнес и
породил.Если рассуждать по-взрослому, то функция СМИ - всего лишь информация. И
все. Добросовестная информация. Теперь я уже даже не понимаю, чем СМИ являются
для власти: инструментом или каким-то допингом - поэтому, собственно, никакого
отношения к СМИ больше не имею. Эта загадочная роль нынешних СМИ в политике или
бизнесе для меня непонятна и, наверное, неприемлема.
Когда газета появилась, и особенно когда перешла на ежедневный режим, бизнеса-то
как такового не было - была имитация бизнеса, а на самом деле
полубандитский-полугосударственный распил, а мы на полном серьезе писали,
какие-то термины приводили. Нашим читателям очень нравилось в это играть. С
определенной долей допуска можно даже сказать, что "Коммерсантъ" этот бизнес и
породил.Если рассуждать по-взрослому, то функция СМИ - всего лишь информация. И
все. Добросовестная информация. Теперь я уже даже не понимаю, чем СМИ являются
для власти: инструментом или каким-то допингом - поэтому, собственно, никакого
отношения к СМИ больше не имею. Эта загадочная роль нынешних СМИ в политике или
бизнесе для меня непонятна и, наверное, неприемлема.
"ДП": Кто-то выполняет роль реальных информационных СМИ?
Андрей Васильев: Интернет как бы выполняет, но тоже с
приставкой "псевдо", потому что на самом деле настоящей информации в Интернете
нет, это больше похоже на сарафанное радио, слухи. Чем, по логике, должны
отличаться СМИ от Интернета: за базар СМИ отвечают, а интернетчики не отвечают,
грубо говоря, потому, что они работают под никами. А СМИ отвечают за базар,
опять-таки грубо говоря, просто потому, что на них можно в суд подать. Вот и
все.
приставкой "псевдо", потому что на самом деле настоящей информации в Интернете
нет, это больше похоже на сарафанное радио, слухи. Чем, по логике, должны
отличаться СМИ от Интернета: за базар СМИ отвечают, а интернетчики не отвечают,
грубо говоря, потому, что они работают под никами. А СМИ отвечают за базар,
опять-таки грубо говоря, просто потому, что на них можно в суд подать. Вот и
все.
Конечно, иногда бывает, что Интернет по каким-то темам
правдив, оперативен. "Интернет не наврал! О, клево, здорово!" Мы все удивляемся.
Строго говоря, Интернет врет по причине, ну, скажем так, непрофессиональности.
Но, с другой стороны, кто сказал, что он должен быть профессиональным?
правдив, оперативен. "Интернет не наврал! О, клево, здорово!" Мы все удивляемся.
Строго говоря, Интернет врет по причине, ну, скажем так, непрофессиональности.
Но, с другой стороны, кто сказал, что он должен быть профессиональным?
"ДП": В Интернете есть свои звезды. Кто-то говорит, что
Навального надо в президенты или мэры Москвы. Эти звезды так же срежиссированы,
как и в ТВ?
Навального надо в президенты или мэры Москвы. Эти звезды так же срежиссированы,
как и в ТВ?
Андрей Васильев: Не обязательно. Если говорить конкретно о
Навальном, ощущение у меня такое, что он не совсем стихийная фигура. Режиссура
чувствуется. Хотя, может быть, это саморежиссура.
Навальном, ощущение у меня такое, что он не совсем стихийная фигура. Режиссура
чувствуется. Хотя, может быть, это саморежиссура.
"ДП": Почему в России тиражи качественных СМИ в 10-20-30 раз
ниже, чем на Западе?
ниже, чем на Западе?
Андрей Васильев: Просто культура потребления прессы очень
разная. Строго говоря, с приходом большевиков газета перестала быть насущным
продуктом для потребителя - она была насущным продуктом для ЦК КПСС и т.д., но
это другой разговор. Для элит, но элиты - они же малочисленны. Газета не была
каким-то насущным продуктом хотя бы потому, что была дико неинтересной. Я знаю,
о чем говорю, потому что начал работать журналистом еще при Советской власти. С
другой стороны, стоит 2-3 копейки - как стакан газированной воды в автомате. Ну
и почему не купить по пути к автобусной остановке? Там какой-нибудь кроссворд
есть, фельетон… А возвращать какую-то культуру потребления очень трудно, если
вообще возможно. Нет газеты в почтовом ящике - и хрен с ним, без этого очень
легко можно жить. В профессиональной журналистике нуждается достаточно мало
людей. Газеты выпускают для тех, кому не пофигу. А у нас в стране 99,9%
населения всё пофигу. А о том, как сыграл "Спартак", легко в Интернете узнать.
разная. Строго говоря, с приходом большевиков газета перестала быть насущным
продуктом для потребителя - она была насущным продуктом для ЦК КПСС и т.д., но
это другой разговор. Для элит, но элиты - они же малочисленны. Газета не была
каким-то насущным продуктом хотя бы потому, что была дико неинтересной. Я знаю,
о чем говорю, потому что начал работать журналистом еще при Советской власти. С
другой стороны, стоит 2-3 копейки - как стакан газированной воды в автомате. Ну
и почему не купить по пути к автобусной остановке? Там какой-нибудь кроссворд
есть, фельетон… А возвращать какую-то культуру потребления очень трудно, если
вообще возможно. Нет газеты в почтовом ящике - и хрен с ним, без этого очень
легко можно жить. В профессиональной журналистике нуждается достаточно мало
людей. Газеты выпускают для тех, кому не пофигу. А у нас в стране 99,9%
населения всё пофигу. А о том, как сыграл "Спартак", легко в Интернете узнать.
"ДП": Еще про Бориса Абрамовича хочу спросить. Вы с ним
много ведь общались. В конечном итоге для российской истории это фигура со
знаком плюс или минус?
много ведь общались. В конечном итоге для российской истории это фигура со
знаком плюс или минус?
Андрей Васильев: Смотрите, насчет плюса или минуса сложно
говорить. История такая: когда в 1996 году к власти могли прийти коммунисты, мы
этого очень боялись (и я лично тоже), тогда большинство СМИ с удовольствием
включились в кампанию за Ельцина. Причем это было довольно искренне. Теперь,
задним числом, я считаю, что это была ошибка, потому что СМИ не должно
участвовать ни в каких кампаниях. Если бы тогда победили коммунисты, они
победили бы демократическим путем, и вполне возможно, что они ориентировались на
демократию, по крайней мере боялись ее, демократии.
говорить. История такая: когда в 1996 году к власти могли прийти коммунисты, мы
этого очень боялись (и я лично тоже), тогда большинство СМИ с удовольствием
включились в кампанию за Ельцина. Причем это было довольно искренне. Теперь,
задним числом, я считаю, что это была ошибка, потому что СМИ не должно
участвовать ни в каких кампаниях. Если бы тогда победили коммунисты, они
победили бы демократическим путем, и вполне возможно, что они ориентировались на
демократию, по крайней мере боялись ее, демократии.
Дело не в Ельцине. Дело, конечно, в медийной промывке мозгов
и административном ресурсе. Одним из столпов этих выборов был Березовский. Не
одним, но одним из главных. Потом случился 1999-й год. И все по¬вторилось, с той
лишь разницей, что в большей степени роль сыграл административный ресурс. В
результате имеем то, что имеем.
и административном ресурсе. Одним из столпов этих выборов был Березовский. Не
одним, но одним из главных. Потом случился 1999-й год. И все по¬вторилось, с той
лишь разницей, что в большей степени роль сыграл административный ресурс. В
результате имеем то, что имеем.
Если конкретно о Березовском, он в общем опирался как бы на
демократию, но то, что его не устраивало, он устранял с помощью других
политических средств. В результате та реальность, которая образовалась, его и
закопала. И демократию тоже.
Нынешняя власть прекрасно понимает, что победила
нисколько не благодаря демократии, а вопреки ей. Поэтому и считает демократию
каким-то отжившим человеческим институтом. И в этом смысле нынешнюю власть даже
обвинять трудно: ей же продемонстрировали, когда она еще не была властью, что
демократия - это только осложняющий фактор. Ну и на фига тогда она нужна?
демократию, но то, что его не устраивало, он устранял с помощью других
политических средств. В результате та реальность, которая образовалась, его и
закопала. И демократию тоже.
Нынешняя власть прекрасно понимает, что победила
нисколько не благодаря демократии, а вопреки ей. Поэтому и считает демократию
каким-то отжившим человеческим институтом. И в этом смысле нынешнюю власть даже
обвинять трудно: ей же продемонстрировали, когда она еще не была властью, что
демократия - это только осложняющий фактор. Ну и на фига тогда она нужна?
"ДП": Чем олигарх 1990-х отличается от олигарха нулевых?
Андрей Васильев: Олигарх 1990-х был в худшем случае бывшим
бандитом, в лучшем, скажем так, разбогатевшим кооператором. В конце 1990-х
богатые люди уже двинулись идеологически и системно к цивилизованному
капитализму. А теперь олигарх является одним из столпов
административно-командной системы. Это вообще советский термин, но тем не менее
мы к этому пришли. Собственно, никаких олигархов нет, а есть некие должности в
административно командной системе. Со всеми вытекающими последствиями. То есть
олигарха можно уволить. Просто взять и уволить. По сокращению штатов, за прогулы
- ну как любого чиновника.
бандитом, в лучшем, скажем так, разбогатевшим кооператором. В конце 1990-х
богатые люди уже двинулись идеологически и системно к цивилизованному
капитализму. А теперь олигарх является одним из столпов
административно-командной системы. Это вообще советский термин, но тем не менее
мы к этому пришли. Собственно, никаких олигархов нет, а есть некие должности в
административно командной системе. Со всеми вытекающими последствиями. То есть
олигарха можно уволить. Просто взять и уволить. По сокращению штатов, за прогулы
- ну как любого чиновника.
"ДП": Вы ведь с Ходорковским были знакомы. Почему все так
вокруг него сплотились?
вокруг него сплотились?
Андрей Васильев: Скорее не вокруг него, скорее против тех
процессов, которые с ним связаны. Грубо говоря, суд и все послесудебные действия
уже дошли до такого вопиющего абсурда, что теперь они как бы сами себя уже едят.
И, конечно, абсолютное большинство людей, которые все-таки различают предметы -
в этой стране, я думаю, дай Бог, чтобы их 5% было, - возмущены даже не из-за
того, что им жалко Ходорковского, а из-за того, что из них делают идиотов, уже
даже не слишком¬ маскируясь. Девиз последнего процесса над Ходорковским - "народ
все схавает, все быдло", никто ничего не понимает и не хочет понимать. Так что
дело даже не в Ходорковском и Лебедеве, а в их врагах. Они очень себя
дискредитировали с точки зрения здравого смысла. Скажем так.
процессов, которые с ним связаны. Грубо говоря, суд и все послесудебные действия
уже дошли до такого вопиющего абсурда, что теперь они как бы сами себя уже едят.
И, конечно, абсолютное большинство людей, которые все-таки различают предметы -
в этой стране, я думаю, дай Бог, чтобы их 5% было, - возмущены даже не из-за
того, что им жалко Ходорковского, а из-за того, что из них делают идиотов, уже
даже не слишком¬ маскируясь. Девиз последнего процесса над Ходорковским - "народ
все схавает, все быдло", никто ничего не понимает и не хочет понимать. Так что
дело даже не в Ходорковском и Лебедеве, а в их врагах. Они очень себя
дискредитировали с точки зрения здравого смысла. Скажем так.
"ДП": Как появился проект "Поэт и гражданин", когда Михаил
Ефремов читает "С яйцами тут Ходорковский и Лебедев…"?
Ефремов читает "С яйцами тут Ходорковский и Лебедев…"?
Андрей Васильев: Это простая тема. Берется главное событие
недели, на него пишется стих в манере русских поэтов - Некрасова или Крылова,
например. Можно, конечно, придумать философское объяснение, что пришло время
эзопова языка. Но в данном случае мы издеваемся еще и над эзоповым языком,
потому что все фамилии и факты там называются прямым текстом. Поступок Натальи
Васильевой был объективно главным событием недели. Вот и все.
недели, на него пишется стих в манере русских поэтов - Некрасова или Крылова,
например. Можно, конечно, придумать философское объяснение, что пришло время
эзопова языка. Но в данном случае мы издеваемся еще и над эзоповым языком,
потому что все фамилии и факты там называются прямым текстом. Поступок Натальи
Васильевой был объективно главным событием недели. Вот и все.
"ДП": По вашему богатому опыту общения с властью скажите,
много ли осталось во власти людей, которые не просто преследуют свои
бизнес-интересы, а стремятся к "разумному, доброму, вечному"?
много ли осталось во власти людей, которые не просто преследуют свои
бизнес-интересы, а стремятся к "разумному, доброму, вечному"?
Андрей Васильев: Надеюсь, что такие люди остались, я лично
таких не знаю. Хотя верить, конечно, хочется.
таких не знаю. Хотя верить, конечно, хочется.
"ДП": Давно таких не видели?
Андрей Васильев: Да пожалуй, что и никогда.
"ДП": У меня сложилось ощущение, что вы внутренне достаточно
свободный человек. Как вы этой свободы достигли, работая на таком несвободном
рынке, как СМИ?
свободный человек. Как вы этой свободы достигли, работая на таком несвободном
рынке, как СМИ?
Андрей Васильев: Просто я в своей профессии никогда не врал
- ни начальникам, ни подчиненным, ни коллегам, ни контрагентам. Нет у меня
никакого скелета в шкафу - просто совсем нет. Когда мне говорят: твой телефон
прослушивается, я думаю: скорее всего, прослушивается. Ну и что? Никогда по
телефону не говорю, что не мог бы сказать по телевизору или по радио. Другое
дело, что никому не надо, чтобы я это говорил в телевизоре. Но это уже не моя
проблема.
- ни начальникам, ни подчиненным, ни коллегам, ни контрагентам. Нет у меня
никакого скелета в шкафу - просто совсем нет. Когда мне говорят: твой телефон
прослушивается, я думаю: скорее всего, прослушивается. Ну и что? Никогда по
телефону не говорю, что не мог бы сказать по телевизору или по радио. Другое
дело, что никому не надо, чтобы я это говорил в телевизоре. Но это уже не моя
проблема.
Биография Андрея Васильева: родился в 1957 г. Учился в
Московском государственном институте химического машиностроения. В 1982 г. начал
работать в "Московском комсомольце". Работал в "Коммерсанте" с 1989 по 2010 г.
(с перерывами). Был главным редактором, генеральным директором издательского
дома. Возглавлял проект "Коммерсант-Украина". В 1997-1999 гг. работал на
ОРТ.
Московском государственном институте химического машиностроения. В 1982 г. начал
работать в "Московском комсомольце". Работал в "Коммерсанте" с 1989 по 2010 г.
(с перерывами). Был главным редактором, генеральным директором издательского
дома. Возглавлял проект "Коммерсант-Украина". В 1997-1999 гг. работал на
ОРТ.