Андрей Додин, координатор фонда "Идея.Инвестиция.Инновация", рассказал "ДП" о том, почему умирают интересные и перспективные разработки.
Петербург является одним из лидеров по инновационной
активности в России. Близость к границе, развитая инфраструктура, высокий
уровень образованности населения, благоприятный инвестиционный климат — все
это дает более широкие возможности для развития проектов, нежели в других
городах.
Правительством города принимаются существенные шаги для
создания местной инновационной инфраструктуры, созданы консультационные центры,
функционируют технопарки и бизнес-инкубаторы, сделаны существенные шаги по
формированию кластерной экономически.
Город постепенно обрастает историями успеха в
инновационной среде (например, строительство завода "Оптоган" или стремительный
рост сети терминалов "Новоплат"), что, несомненно, является стимулом и
ориентиром для молодых стартап-команд.
Но вот эта, казалось бы, благополучная для расцвета
разнообразных инновационных проектов почва почему-то не дает столь ожидаемых
всеми всходов. Перспективные проекты сегодня с усердием ищут очень многие
организации и частные лица. Кто-то из-за реальных инвестиционных аппетитов,
кто-то для того, чтобы сдать отчет о деятельности по помощи
инноваторам, но то, что качественного проектного материала не хватает,
— это факт.
К сожалению, зачастую приходится наблюдать различные
проектные истории, аккомпанементом к которым может быть только печальный
реквием.
Разберем внутренние причины пары типичных историй.
Иногда стартапом называют дипломную работу выпускника технического вуза, к которой грубо прикручена примитивная бизнес-модель. Автор делает первые шаги и, наткнувшись на первую критику, бросает свое детище ради более прагматичного занятия.
Иногда стартапом называют дипломную работу выпускника технического вуза, к которой грубо прикручена примитивная бизнес-модель. Автор делает первые шаги и, наткнувшись на первую критику, бросает свое детище ради более прагматичного занятия.
В большинстве случаев, конечно, — это правильное решение, но
некоторые идеи остаются незамеченными именно от того, что у автора не хватило ни
намерения, ни воли, чтобы сплотить вокруг себя команду и направить ее
развитие.
Бывает, что и команда есть, и разработка интересная, и рынки
понятные, но вот стоит на месте проект без движения по нескольку лет подряд,
слегка обновляясь только для участия в каком-либо конкурсе или отчетной
выставке. Автор же "сидит на окладе" и пассивно ждет инвестора. А пока нет
инвестора, и делать нечего не будет. Особенно это касается хороших
узкопрофильных проектов, которые из года в год номинируются и собирают одни и те
же премии.
Чтобы избежать повторения подобной ситуации в вашем проекте,
представляю рекомендации, которых мы придерживаемся при работе в фонде "Идея.
Инвестиция. Инновация.":
- смотреть на инновационные продукты со стороны потребителя
и не тратить время на создание товаров и услуг, которые никому не будут нужны.
Инновации без коммерциализации не бывает.
- стараться расходовать ресурсы только на результативную
деятельность.
- ценить и не терять время, понимая, что если вы начинаете
реализовывать проект, кто-то уже тоже двигается в этом направлении.