Проект Федерального закона

О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с неспособностью гражданина удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, устанавливает основания и порядок применения реабилитационных процедур в отношении гражданина, основания для признания гражданина несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия проведения иных процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
2. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) гражданина, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
3. Правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
должник – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, об уплате алиментов;
конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве должника, в целях проведения анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов, а также соразмерного удовлетворения требований кредиторов к должнику;
реструктуризация долгов – процедура, применяемая в деле о банкротстве должника, в целях погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом;
план реструктуризации долгов – документ, разрабатываемый должником и содержащий условия погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в ходе реструктуризации долгов;
финансовый управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, для проведения реструктуризации долгов и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
Статья 3. Основания признания должника банкротом
1. Должник признается арбитражным судом банкротом, если установлена его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
2. Если не будет доказано иное, предполагается, что должник является не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
3. Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается в том числе размер обязательств по:
1) возврату неосновательного обогащения в виде уплаченных до расторжения договора денежных средств или стоимости неосновательного обогащения в виде полученного до расторжения договора имущества, выполненных работ или оказанных услуг;
2) возмещению убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства.
Статья 4. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве должника
При рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры:
конкурсное производство;
реструктуризация долгов;
мировое соглашение.

Статья 5. Собрание кредиторов
1. Собрание кредиторов созывается арбитражным управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве, в порядке, предусмотренном Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)».
В собрании кредиторов принимают участие без права голоса, кроме лиц, предусмотренных Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)», должник и (или) его представитель.
2. Для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, включая кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения об открытии конкурсного производства в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
3. По решению собрания кредиторов (комитета кредиторов) собрания кредиторов могут проводиться без совместного присутствия кредиторов для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, путем проведения заочного голосования, за исключением следующих случаев:
если место жительства (место нахождения) должника и кредитора (кредиторов), а также место нахождения филиалов и представительств кредитора (кредиторов) расположены в пределах одного населенного пункта либо если расходы на проведение собрания кредиторов путем заочного голосования существенно превысят расходы на проведение собрания кредиторов с совместным присутствием кредиторов;
в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
4. При проведении собрания кредиторов без совместного присутствия кредиторов арбитражный управляющий направляет всем известным лицам, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, уведомление о проведении собрания кредиторов.
К уведомлению, направляемому конкурсному кредитору или уполномоченному органу, прилагаются бюллетени для голосования.
Уведомление о проведении собрания кредиторов без совместного присутствия кредиторов должно содержать:
сведения о должнике (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, год рождения);
повестку дня собрания кредиторов;
дату проведения собрания кредиторов (дату окончания приема бюллетеней для голосования), которая не может быть ранее 30 дней с даты направления уведомления о проведении собрания кредиторов без совместного присутствия кредиторов;
почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;
порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания кредиторов, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться;
порядок ознакомления с результатами собрания кредиторов.
5. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, чьи требования включены в реестр требований кредиторов, комитет кредиторов вправе требовать проведения собрания кредиторов с совместным присутствием кредиторов для принятия решений. Указанное требование подлежит исполнению арбитражным управляющим в случаях, если:
требование конкурсного кредитора или уполномоченного органа, комитета кредиторов поступило не позднее чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов (даты окончания приема бюллетеней для голосования);
собрание кредиторов созывается по инициативе конкурсных кредиторов, уполномоченных органов, комитета кредиторов.
6. Требование лица (лиц) о проведении собрания кредиторов с совместным присутствием кредиторов подлежит исполнению арбитражным управляющим только в случае, если конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы оплатят (примут на себя) расходы на организацию и проведение собрания кредиторов, в том числе расходы на повторное уведомление кредиторов в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
В случае наличия между арбитражным управляющим и лицом (лицами), по требованию которых проводится собрание кредиторов с совместным присутствием кредиторов, разногласий по вопросу оплаты расходов на организацию и проведение собрания кредиторов, в том числе расходов на повторное уведомление кредиторов в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, данные разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
7. В случае, если требование кредиторов и (или) уполномоченных органов подано в соответствии с условиями, предусмотренными абзацем вторым пункта 5 и пунктом 6 настоящей статьи, арбитражный управляющий направляет повторное уведомление о проведении собрания кредиторов в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
8. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
принятие решения об одобрении или об отказе в одобрении плана реструктуризации долгов;
принятие решения об одобрении или об отказе в одобрении изменений в утвержденный план реструктуризации долгов;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов и переходе к конкурсному производству;
выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)».
9. Для целей определения числа голосов на собрании кредиторов учитываются в том числе требования по:
1) возврату неосновательного обогащения в виде уплаченных до расторжения договора денежных средств или стоимости неосновательного обогащения в виде полученного до расторжения договора имущества, выполненных работ или оказанных услуг;
2) возмещению убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства.
Статья 6. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве должника
1. Арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве должника, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
2. При утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве должника требование о дополнительном заключении арбитражным управляющим договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, не применяется.
3. Арбитражный управляющий вправе привлекать иных лиц для обеспечения своей деятельности исключительно на основании определения арбитражного суда.
Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также наличие у должника средств для оплаты их услуг или предоставления средств для оплаты их услуг третьим лицом (третьими лицами).
Ходатайство арбитражного управляющего должно быть рассмотрено арбитражным судом в десятидневный срок с даты его поступления.
О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению ходатайства арбитражного управляющего.
4. Жалобы должника и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие права и законные интересы должника и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, рассматриваются в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Статья 7. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника
1. В период с даты вынесения арбитражным судом определения об открытии конкурсного производства до даты утверждения плана реструктуризации долгов либо до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, не допускается.
2. Если иное не предусмотрено планом реструктуризации долгов, в ходе реструктуризации долгов обращение взыскания на заложенное имущество не допускается, если предметом залога (ипотеки) является:
жилое помещение (его часть), если для должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем должнику помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания;
земельный участок, на котором расположен объект, указанный в абзаце втором настоящего пункта, а также земельный участок, использование которого не связано с осуществлением должником предпринимательской деятельности;
имущество, необходимое для профессиональных занятий должника;
иное имущество при условии, если должник докажет, что указанное имущество необходимо для обеспечения его жизнедеятельности и (или) лиц, находящихся на его иждивении.
3. Условия, касающиеся погашения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника, в том числе предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, должны содержаться в плане реструктуризации долгов.
4. Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника и включены в реестр требований кредиторов, имеют право голоса на собраниях кредиторов:
в ходе конкурсного производства при рассмотрении вопроса об одобрении плана реструктуризации долгов;
в ходе процедуры реструктуризации долгов.
Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов.
Статья 8. Ответственность должника
1. В случае нарушения должником положений настоящего Федерального закона должник обязан возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
2. В случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.
3. В случаях , установленных федеральным законом, должник может быть привлечен к уголовной или административной ответственности.
Глава 2. Разбирательство дела о банкротстве должника в арбитражном суде
Статья 9. Рассмотрение дела о банкротстве
1. Дело о банкротстве должника подлежит рассмотрению арбитражным судом по месту жительства должника.
2. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
3. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей и указанные требования не исполнены в установленный срок, за исключением случая, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом должник обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд.
4. При введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, кредиторы по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о компенсации морального вреда, о взыскании алиментов, о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с их личностью, вправе предъявить свои требования с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
5. Дело о банкротстве должника рассматривается судьей единолично.
6. Примерные формы процессуальных документов, представляемых должником в арбитражный суд, утверждаются регулирующим органом.
Статья 10. Заявление должника
1. Должник обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.
2. Должник – индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, а также в случае, если обращение взыскания на его имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
3. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
4. Заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему в размере, установленном настоящим пунктом, и на опубликование сведений об открытии конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Денежные средства на выплату вознаграждения конкурсному управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения конкурсного управляющего за два месяца, и на опубликование сведений об открытии конкурсного производства вносятся в депозит арбитражного суда.
По ходатайству должника арбитражный суд вправе предоставить должнику отсрочку для внесения средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему и опубликование сведений об открытии конкурсного производства сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления должника.
Статья 11. Заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа
Заявление о признании должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом независимо от наличия решения суда, арбитражного суда, третейского суда, подтверждающего требования по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Статья 12. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом
1. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит один из следующих судебных актов:
определение о признании заявления о признании должника банкротом обоснованным и об открытии конкурсного производства;
определение о признании заявления о признании должника банкротом необоснованным и оставлении такого заявления без рассмотрения;
определение о признании заявления о признании должника банкротом необоснованным и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Указанные судебные акты могут быть обжалованы.
2. Определение о признании заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа обоснованным и об открытии конкурсного производства выносится в случае, если заявление соответствует требованиям, предусмотренным статьями 9-11 настоящего Федерального закона, требования заявителя признаны обоснованными и не удовлетворены должником на дату заседания арбитражного суда, а также установлена неплатежеспособность должника.
Определение о признании заявления должника обоснованным и об открытии конкурсного производства выносится в случае, если заявление должника соответствует требованиям, предусмотренным статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона.
Определение о признании заявления о признании должника банкротом необоснованным и оставлении такого заявления без рассмотрения выносится в случае, если в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным или установлено отсутствие всех условий, предусмотренных статьями 9-11 настоящего Федерального закона, или установлено отсутствие неплатежеспособности должника, при условии, что имеется иное заявление о признании должника банкротом.
Определение о признании заявления о признании должника банкротом необоснованным и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления всех условий, предусмотренных статьями 9-11 настоящего Федерального закона, или установлено отсутствие неплатежеспособности должника.
При вынесении арбитражным судом определений, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в отношении заявления должника факт неплатежеспособности должника арбитражным судом не проверяется.
3. В определении арбитражного суда об открытии конкурсного производства должны содержаться указания на:
признание заявления о признании должника банкротом обоснованным и об открытии конкурсного производства;
утверждение конкурсного управляющего;
дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.
4. В случае, если при вынесении определения об открытии конкурсного производства невозможно определить кандидатуру конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении конкурсного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения об открытии конкурсного производства.
5. Определение об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не приостанавливает его исполнение.
Глава 3. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве должника
§ 1. Конкурсное производство
Статья 13. Срок конкурсного производства
1. Конкурсное производство в отношении должника вводится на срок до шести месяцев.
2. В случае отмены плана реструктуризации долгов и принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом конкурсное производство вводится на срок, не превышающий шесть месяцев с даты принятия арбитражным судом указанного решения.
3. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Статья 14. Последствия открытия конкурсного производства
1. С даты открытия конкурсного производства вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику.
2. С даты открытия конкурсного производства наступают следующие последствия:
срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве должника считается наступившим;
требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей и иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок, могут быть предъявлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)»;
прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам должника;
прекращается взыскание с должника по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению, о признании права, а также по требованиям о взыскании алиментов;
полномочия по распоряжению имуществом должника, за исключением имущества, не включаемого в конкурсную массу, переходят к конкурсному управляющему;
снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Соглашения об отказе должника от подготовки и представления плана реструктуризации долгов являются ничтожными.
3. По ходатайству кредитора или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества должника, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества должника.
4. Открытие конкурсного производства является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение должником неденежного обязательства в пользу указанного кредитора. Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к должнику в деле о банкротстве.
5. Не являются текущими и подлежат включению в реестр требования:
1) о возврате неосновательного обогащения в виде уплаченных до расторжения договора денежных средств или о возврате стоимости неосновательного обогащения в виде полученного до расторжения договора имущества, выполненных работ или оказанных услуг, если неосновательное обогащение было получено до возбуждения производства по делу о банкротстве, независимо от даты расторжения договора;
2) возмещению убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства, если нарушенное обязательство возникло до возбуждения производства по делу о банкротстве.
Статья 15. Конкурсный управляющий
1. Конкурсный управляющий вправе:
подавать в суд или арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;
предъявлять в арбитражный суд в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», требования о признании недействительными сделок, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)»;
принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества должника;
получать любую информацию (включая информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну) и документы, касающиеся деятельности и финансового состояния должника, в том числе находящиеся у третьих лиц;
получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом;
привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на основании определения суда на договорной основе иных лиц в порядке, установленном пунктом 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;
осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Конкурсный управляющий обязан:
принимать меры по выявлению и обеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансового состояния должника;
вести реестр требований кредиторов;
выявлять и уведомлять кредиторов о введении конкурсного производства;
созывать и (или) проводить собрания кредиторов;
исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обязанности.
3. Должник обязан предоставлять конкурсному управляющему по его требованию любую информацию о составе имуществе должника, его местонахождении, о составе обязательств должника, сведения о кредиторах и иные сведения, имеющие отношение к делу о банкротстве должника, в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.
4. В целях выявления кредиторов конкурсный управляющий запрашивает в Центральном каталоге кредитных историй информацию о бюро кредитных историй, в которых сформированы кредитные истории должника, и направляет запросы в соответствующие бюро кредитных историй, а также
осуществляет поиск сведений о кредиторах из иных информационных источников в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами.
Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные конкурсным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
5. Информация, составляющая коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, представляется конкурсному управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Информация, составляющая личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученная конкурсным управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
За разглашение информации, составляющей личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, конкурсный управляющий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Конкурсный управляющий обязан возместить вред, причиненный физическому лицу в результате разглашения конкурсным управляющим информации, составляющей личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.
6. Фиксированная сумма вознаграждения конкурсного управляющего составляет десять тысяч рублей в месяц.
§ 2. Переход к процедуре реструктуризации долгов
Статья 16. Порядок представления плана реструктуризации долгов должником
1. В ходе конкурсного производства не позднее десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, должник вправе представить в арбитражный суд план реструктуризации долгов.
К плану реструктуризации долгов прилагаются документы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие направление копий плана реструктуризации долгов и документов, предусмотренных статьей 19 настоящего Федерального закона, конкурсному управляющему, конкурсным кредиторам и уполномоченным органам, либо документы, подтверждающие опубликование сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Копии плана реструктуризации долгов с приложением копий документов, предусмотренных статьей 19 настоящего Федерального закона, направляются должником конкурсному управляющему, конкурсным кредиторам, уполномоченным органам заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются указанным лицам лично.
В случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает сто, копии плана реструктуризации долгов с приложением копий документов, предусмотренных статьей 19 настоящего Федерального закона, направляются только конкурсному управляющему, а сведения о порядке и месте ознакомления с планом реструктуризации долгов и прилагаемыми к нему документами публикуются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)».
3. Конкурсный управляющий не позднее чем через двадцать дней с даты получения плана реструктуризации долгов, но не ранее даты, следующей за датой закрытия реестра требований кредиторов, обязан провести первое собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об одобрении плана реструктуризации долгов.
Конкурсный управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и имеющиеся у конкурсного управляющего возражения относительно представленного плана.
4. План реструктуризации долгов рассматривается на собрании кредиторов в порядке, предусмотренном статьями 5 и 20 настоящего Федерального закона.
5. Не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве должника конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался план реструктуризации долгов, с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и имеющиеся у конкурсного управляющего возражения относительно представленного плана.
Статья 17. Требования к должнику, представляющему план реструктуризации долгов
1. План реструктуризации долгов может быть представлен должником, соответствующим следующим требованиям:
должник имеет постоянный доход на дату представления плана реструктуризации долгов;
должник не имеет неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики и не привлекался в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;
должник не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов; в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов, в отношении должника не утверждался план реструктуризации долгов.
2. Должник обязан уведомить кредиторов о следующих обстоятельствах:
о фактах привлечения должника к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство, а также к гражданско-правовой ответственности за умышленное уничтожение или повреждение имущества;
о возбужденных в отношении должника уголовных и административных делах, известных должнику, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости;
о вынесенных (принятых) в отношении должника решениях о признании его банкротом или исполненных планах реструктуризации долгов в течение десяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, указываются в заявлении, прилагаемом к плану реструктуризации долгов.
Статья 18. Содержание плана реструктуризации долгов
1. План реструктуризации долгов должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, известных должнику на дату представления плана реструктуризации долгов в арбитражный суд, в денежной форме.
2. Срок реализации плана не может быть более пяти лет.
3. Условия плана реструктуризации долгов для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение.
В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, план реструктуризации должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Исключение в плане реструктуризации такого преимущественного удовлетворения возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено соответствующим предметом залога.
Условия плана реструктуризации долгов для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, голосовавших за его одобрение.
4. Требования кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, а также требования по алиментным обязательствам, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности в план реструктуризации долгов не включаются.
5. План реструктуризации долгов должен предусматривать поэтапное погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов.
6. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, план реструктуризации долгов может содержать положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).
7. Примерная форма плана реструктуризации долгов утверждается регулирующим органом.
Статья 19. Документы, прилагаемые к плану реструктуризации долгов
К плану реструктуризации долгов прилагаются:
перечень имущества и имущественных прав должника;
сведения о постоянных доходах должника за шесть месяцев, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов в арбитражный суд;
сведения о кредиторской задолженности, включая задолженность по текущим обязательствам;
кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, либо документ, подтверждающий отсутствие кредитной истории у должника;
заявление должника о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии должника требованиям, установленным статьей 17 настоящего Федерального закона.
К перечню имущества и имущественных прав прилагаются копии документов, подтверждающих соответствующие права на имущество должника.
Статья 20. Одобрение плана реструктуризации долгов собранием кредиторов
Решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Статья 21. Рассмотрение плана реструктуризации долгов арбитражным судом
1. План реструктуризации долгов, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения должником требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)», вне очереди, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
2. В случае, если собранием кредиторов не одобрен представленный план реструктуризации долгов, арбитражный суд утверждает план реструктуризации долгов в соответствии с настоящей статьей, если реализация плана реструктуризации долгов позволяет, в том числе за счет продажи предмета залога, полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а также удовлетворить иные требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы могли бы получить в результате немедленной реализации имущества должника и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев.
3. В случае, если собранием кредиторов не одобрен представленный план реструктуризации долгов, арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов при наличии ходатайства лица, участвующего в деле, о предоставлении должнику дополнительного срока на доработку плана реструктуризации долгов и достижение соглашения с кредиторами.
Дополнительный срок на доработку плана реструктуризации долгов, предоставленный должнику арбитражным судом в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать двух месяцев.
4. По результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов в соответствии с настоящей статьей арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
об утверждении плана реструктуризации долгов и введении реструктуризации долгов;
об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов;
об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов.
В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов, арбитражный суд принимает также решение о признании должника банкротом.
5. Судебные акты, предусмотренные настоящей статьей, могут быть обжалованы.
Статья 22. Основания для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов арбитражным судом
Арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов в случае:
представления плана реструктуризации долгов должником, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона;
неисполнения должником обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2
статьи 17 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;
нарушения установленного настоящим Федеральным законом порядка одобрения и (или) согласования плана реструктуризации долгов;
наличия в плане реструктуризации долгов и в прилагаемых к нему документах недостоверной информации;
противоречия условий плана реструктуризации долгов настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
§ 3. Реструктуризация долгов
Статья 23. Последствия введения реструктуризации долгов
1. С даты утверждения плана реструктуризации долгов арбитражным судом:
полномочия конкурсного управляющего прекращаются;
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением требований по текущим платежам, требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов;
требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов, могут быть предъявлены исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных планом реструктуризации долгов;
требования кредиторов, не включенные в план реструктуризации долгов, могут быть предъявлены к должнику в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
кредиторы не вправе предъявлять требования о возмещении убытков, понесенных ими в связи с утверждением плана реструктуризации долгов;
прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования не допускается, за исключением случаев, если это предусмотрено планом реструктуризации долгов;
ранее принятые арбитражным судом меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника отменяются;
аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
прекращается взыскание с должника по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате выходных пособий, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению, о признании права, а также по требованиям о взыскании алиментов;
неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в план реструктуризации, не начисляются, за исключением текущих платежей.
2. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, включенных в план реструктуризации долгов, утвержденный арбитражным судом, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим пунктом.
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере одной второй ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату утверждения плана реструктуризации долгов.
Планом реструктуризации долгов, при условии его одобрения собранием кредиторов, может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящим пунктом такими размером или сроком.
Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящим пунктом проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты утверждения плана реструктуризации долгов и до даты вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в течение реструктуризации долгов, либо до момента вынесения определения об отмене плана реструктуризации долгов и переходе к конкурсному производству.
Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.
3. В ходе реструктуризации долгов должник может совершать исключительно с предварительного согласия финансового управляющего, выраженного в письменной форме, а в случае, если финансовый управляющий не утвержден, собрания кредиторов, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:
связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, стоимость которого составляет более 10 000 рублей;
связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о предоставлении согласия на совершение должником сделок, предусмотренных настоящим пунктом, в случае, если финансовый управляющий не утвержден, созывается должником в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона.
С даты введения реструктуризации долгов должник не вправе вносить свое имущество в качестве вклада (паевого взноса) в уставный капитал (паевой фонд) юридического лица, а также приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах (паевых фондах) юридических лиц.
4. Должник, в отношении которого утвержден план реструктуризации долгов, не вправе в течение срока реализации плана реструктуризации долгов и пяти лет после окончания его реализации скрывать факт осуществления им плана реструктуризации долгов при обращении за получением кредита, а равно при приобретении товаров (работ, услуг), предусматривающих отсрочку (рассрочку) платежа.
5. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в план реструктуризации долгов, вправе предъявить свои требования в течение срока реструктуризации долгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)».
В случае включения требований конкурсных кредиторов или уполномоченных органов в реестр требований кредиторов, такие требования подлежат включению в план реструктуризации долгов путем внесения в него изменений в порядке, установленном
статьей 25 настоящего Федерального закона.
Статья 24. Финансовый управляющий
1. Одновременно с утверждением плана реструктуризации долгов арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)», из числа лиц, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в случае обращения лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, с ходатайством об утверждении финансового управляющего на период реструктуризации долгов либо на срок, указанный в ходатайстве.
Срок осуществления полномочий финансового управляющего может быть продлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле.
2. Ходатайство об утверждении финансового управляющего на период реструктуризации долгов должно содержать:
срок, на который будет утвержден финансовый управляющий;
кандидатуру финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий;
предлагаемый размер фиксированной суммы ежемесячного вознаграждения финансового управляющего и (или) вознаграждения, выплачиваемого по результатам его деятельности;
максимальный размер расходов финансового управляющего на оплату услуг лиц, привлеченных для обеспечения исполнения возложенных на финансового управляющего обязанностей.
3. Минимальный размер фиксированной суммы вознаграждения финансового управляющего составляет десять тысяч рублей в месяц.
Размер фиксированной суммы вознаграждения финансового управляющего и максимальный размер расходов финансового управляющего на оплату услуг лиц, привлеченных для обеспечения исполнения возложенных на финансового управляющего обязанностей, утверждаются арбитражным судом.
4. Вознаграждение финансовому управляющему и погашение расходов лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, осуществляются за счет лица (лиц), по заявлению (ходатайству) которого финансовый управляющий утвержден. Размер вознаграждения финансового управляющего и максимальный размер расходов лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, определяются указанным лицом (лицами) самостоятельно без учета требований, установленных Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)», и утверждаются арбитражным судом.
В случае, если решение о привлечении финансового управляющего принято собранием кредиторов, расходы на выплату вознаграждения финансовому управляющему и лицам, привлеченным финансовым управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, делятся между лицами, голосовавшими за принятие такого решения, пропорционально суммам их требований, включенным в реестр требований кредиторов.
5. В случае наличия между финансовым управляющим и лицом (лицами), по заявлению (ходатайству) которого финансовый управляющий утвержден, либо собранием кредиторов (комитетом кредиторов) разногласий по вопросу оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения исполнения возложенных на финансового управляющего обязанностей, данные разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 60 и пунктом 5 статьи 20.7 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)».
6. Финансовый управляющий обязан:
созывать собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;
рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов собранию кредиторов;
осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов;
осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;
представлять на рассмотрение собрания кредиторов отчет финансового управляющего не реже одного раза в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;
исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.
7. Финансовый управляющий имеет право:
требовать от должника информацию о его деятельности по реализации плана реструктуризации долгов;
созывать собрание конкурсных кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений должника в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 настоящего Федерального закона;
обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;
предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 настоящего Федерального закона;
заявлять отказ от исполнения сделок должника в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
8. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен финансовым управляющим в порядке, предусмотренном статьей 102 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)», в течение шести месяцев с даты введения реструктуризации долгов.
9. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей финансового управляющего в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 83 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении административного управляющего.
10. С даты прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе реструктуризации долгов полномочия финансового управляющего прекращаются.
11. В случае, если арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и конкурсным управляющим не утверждено другое лицо, финансовый управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения конкурсного управляющего.
12. В случае, если финансовый управляющий не утвержден, полномочия финансового управляющего, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исполняются должником.
Статья 25. Внесение изменений в утвержденный план реструктуризации долгов по инициативе должника
1. Должник вправе вносить изменения в утвержденный план реструктуризации долгов.
2. В случае включения в ходе реструктуризации долгов требований конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов в реестр требований кредиторов, не включенных в план реструктуризации долгов, должник обязан внести изменения в план реструктуризации долгов, предусматривающие условия погашения таких требований.
Погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в утвержденный план реструктуризации долгов, должно осуществляться на тех же условиях, как в отношении требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в план реструктуризации долгов на момент его утверждения, с учетом требований пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. При этом правило о начислении процентов в соответствии с настоящим Федеральным законом в отношении требований таких конкурсных кредиторов и уполномоченных органов не применяется.
3. Измененный план реструктуризации долгов представляется должником в арбитражный суд, а также направляется конкурсным кредиторам и уполномоченным органам в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, в двухнедельный срок с даты вынесения определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов требований конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, не включенных в план реструктуризации долгов.
В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, финансовый управляющий, а в случае, если финансовый управляющий не утвержден, должник публикуют сведения о порядке и месте ознакомления с измененным планом реструктуризации долгов.
4. Арбитражный суд принимает измененный план реструктуризации долгов и назначает дату судебного заседания для рассмотрения вопроса об утверждении изменений в план реструктуризации долгов.
5. Изменения, внесенные должником в план реструктуризации долгов, должны быть одобрены собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об одобрении изменений в утвержденный план реструктуризации долгов созывается финансовым управляющим, а в случае, если финансовый управляющий не утвержден, должником в двадцатидневный срок с даты представления измененного плана реструктуризации долгов в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения изменений в утвержденный план реструктуризации долгов собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:
об одобрении изменений в утвержденный план реструктуризации долгов;
об отказе в одобрении изменений в утвержденный план реструктуризации долгов и обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом.
По результатам рассмотрения изменений в утвержденный план реструктуризации долгов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
определение об утверждении изменений в утвержденный план реструктуризации долгов в случае его одобрения кредиторами либо по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении изменений в утвержденный план реструктуризации долгов в случае отказа собрания кредиторов в одобрении изменений в утвержденный план реструктуризации долгов при наличии ходатайства, предусмотренного пунктом 3 статьи 21 настоящего Федерального закона;
определение об отказе в утверждении изменений в план реструктуризации долгов.
6. Арбитражный суд по заявлению должника может продлить срок реструктуризации долгов на срок до пяти лет с даты утверждения плана реструктуризации долгов, но не свыше максимального срока осуществления плана реструктуризации долгов, предусмотренного настоящим Федеральным законом, в случае, если продление срока одобрено собранием кредиторов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Арбитражный суд продлевает срок реструктуризации долгов до пяти лет без одобрения собрания кредиторов, если должник представит доказательства, что исполнение плана реструктуризации долгов в течение указанного в нем срока оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Статья 26. Внесение изменений в утвержденный план реструктуризации долгов по инициативе собрания кредиторов
1. Собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о понуждении должника внести изменения в план реструктуризации долгов в случае улучшения имущественного положения должника.
Ходатайство собрания кредиторов должно содержать:
доказательства возможности погашения должником требований, включенных в план реструктуризации долгов, в более короткий срок, чем предусмотрено планом реструктуризации долгов;
предлагаемый срок реализации плана реструктуризации долгов.
2. Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о понуждении должника внести изменения в план реструктуризации долгов принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
3. О дате рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о понуждении должника внести изменения в план реструктуризации долгов арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле о банкротстве. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению указанного ходатайства.
4. По результатам рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о понуждении должника внести изменения в план реструктуризации долгов арбитражный суд выносит определение о понуждении должника внести изменения в план реструктуризации долгов либо определение об отказе в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов о понуждении должника внести изменения в план реструктуризации долгов.
Указанные определения могут быть обжалованы.
5. В определении арбитражного суда о понуждении должника внести изменения в план реструктуризации долгов указывается срок представления должником измененного плана реструктуризации долгов.
6. Измененный план реструктуризации долгов представляется должником в арбитражный суд, а также направляется конкурсным кредиторам и уполномоченным органам в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, в срок, указанный в определении арбитражного суда.
В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, финансовый управляющий, а в случае, если финансовый управляющий не утвержден, должник публикуют сведения о порядке и месте ознакомления с измененным планом реструктуризации долгов.
7. Арбитражный суд рассматривает план реструктуризации долгов и назначает дату судебного заседания для рассмотрения вопроса об утверждении изменений в план реструктуризации долгов.
8. По результатам рассмотрения изменений в утвержденный план реструктуризации долгов арбитражный суд выносит определение об утверждении изменений в план реструктуризации долгов или определение об отказе в утверждении изменений в план реструктуризации долгов, которые могут быть обжалованы.
Статья 27. Окончание реструктуризации долгов
1. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока реализации плана реструктуризации долгов финансовый управляющий, а в случае, если финансовый управляющий не утвержден арбитражным судом на период реструктуризации долгов, должник обязаны подготовить отчет о результатах реструктуризации долгов.
Отчет финансового управляющего, утвержденного на период реструктуризации долгов, либо отчет должника с приложением документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, направляются конкурсным кредиторам и уполномоченным органам, требования которых включены в план реструктуризации долгов, а также в арбитражный суд.
2. В случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает сто, сведения о порядке и месте ознакомления с документами, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, публикуются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
3. В случае, если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета финансового управляющего либо отчета должника или такой отчет не представлен в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, финансовый управляющий, а в случае, если финансовый управляющий не утвержден арбитражным судом на период реструктуризации долгов, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, имеющий в соответствии с Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)» право требовать проведения собрания кредиторов, созывают собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении с ходатайством в арбитражный суд об отмене плана реструктуризации долгов и переходе к конкурсному производству.
Собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем в двухнедельный срок до истечения срока реструктуризации долгов.
4. После получения отчета финансового управляющего или отчета должника, или ходатайства собрания кредиторов либо по истечении срока для проведения собрания кредиторов, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов реструктуризации долгов и жалоб кредиторов на действия должника и (или) финансового управляющего.
О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве, в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
5. По итогам рассмотрения результатов реструктуризации долгов, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если задолженность, предусмотренная планом реструктуризации долгов, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
определение об отмене плана реструктуризации долгов и решение о признании должника банкротом и переходе к конкурсному производству при наличии оснований для признания должника банкротом.
Статья 28. Отмена плана реструктуризации долгов
1. Арбитражный суд отменяет план реструктуризации долгов в случае:
наличия в плане реструктуризации долгов и в прилагаемых к нему документах недостоверной информации;
неисполнения должником обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2
статьи 19 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;
неисполнения должником обязательств перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов – по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа, чьи требования включены в план реструктуризации долгов;
отказа собрания кредиторов одобрить изменения в утвержденный план реструктуризации долгов – по ходатайству собрания кредиторов, при условии, что дальнейшая реализация плана реструктуризации долгов является невозможной.
2. В случае неисполнения должником обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, чьи обязательства не исполнены в связи с таким неисполнением, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов.
К ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа прилагаются доказательства направления копии ходатайства должнику.
Ходатайство конкурсного кредитора или уполномоченного органа об отмене плана реструктуризации долгов рассматривается арбитражным судом в пятнадцатидневный срок со дня поступления ходатайства.
Если на дату судебного заседания по рассмотрению ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа должник не исполнил требование конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с условиями, предусмотренными планом реструктуризации долгов, арбитражный суд отменяет план реструктуризации долгов.
3. План реструктуризации долгов может быть отменен арбитражным судом только в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, чьи требования включены в план реструктуризации долгов.
В этом случае арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов и решение о признании должника банкротом и переходе к конкурсному производству.
4. Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в план реструктуризации долгов,
отмененный арбитражным судом, учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены, и подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов.
5. Сведения об отмене плана реструктуризации долгов, признании должника банкротом и переходе к
конкурсному производству подлежат опубликованию в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)».
§ 4. Несостоятельность (банкротство) должника
Статья 29 . Решение арбитражного суда о признании должника банкротом
Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом в случае, если:
должником не представлен в арбитражный суд план реструктуризации долгов в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
в утверждении плана реструктуризации долгов отказано;
план реструктуризации долгов отменен арбитражным судом.
Статья 30. Конкурсная масса должника
1. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, за вычетом сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности, в размере суммы прожиточного минимума должника и каждого из членов его семьи.
2. Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству должника и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество должника, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества должника, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десяти тысяч рублей.
Перечень имущества должника, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.
3. Если должник состоит в браке, то в конкурсную массу также включается общее имущество супругов (его часть) в случаях, если:
имущество получено по обязательствам супруга - должника и арбитражным судом установлено, что такое имущество использовалось на нужды семьи;
судебным актом установлено, что общее имущество супругов (его часть) приобретено за счет средств, полученных супругом -должником преступным путем, за исключением случаев, когда такое имущество (его часть) подлежит конфискации в соответствии с уголовным законодательством.
4. Включение общего имущества супругов (его части) в конкурсную массу должника осуществляется арбитражным
судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству конкурсного управляющего, конкурсного кредитора или уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
При рассмотрении ходатайства о включении общего имущества супругов (его части) в конкурсную массу должника супруг (супруга) должника является лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
Определение о включении общего имущества супругов (его части) в конкурсную массу должника может быть обжаловано должником или супругом (супругой) должника.
5. Из конкурсной массы должника исключаются:
жилое помещение (его часть), если для должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящего пункта, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
денежные средства на общую сумму не более двадцати пяти тысяч рублей, а также денежные средства на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума в расчете на лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности – шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей;
используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
семена, необходимые для очередного посева;
продукты питания на общую сумму не более двадцати пяти тысяч рублей;
топливо, необходимое семье должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
средства транспорта и другое необходимое должнику в связи с его инвалидностью имущество;
вещи, являющиеся предметами обрядов и культов, общей стоимостью не более пятнадцати тысяч рублей;
медицинские препараты и оборудование, в соответствии с медицинскими показаниями необходимые должнику и лицам, находящимся на его иждивении;
предметы бытовой техники общей стоимостью не более тридцати тысяч рублей;
призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден должник;
денежные средства, полученные от реализации предмета залога, включенного в конкурсную массу и являющегося совместной собственностью супругов, в части, превышающей размер требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогом соответствующего имущества, включенного в реестр требований кредиторов, и относящиеся к доле супруга (супруги) должника в общем имуществе супругов;
иное имущество при условии, если должник докажет, что указанное имущество необходимо для обеспечения его жизнедеятельности и (или) лиц, находящихся на его иждивении.
6. Исключение имущества должника из конкурсной массы осуществляется по заявлению должника арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве.
Определение об исключении имущества должника из конкурсной массы или об отказе в таком исключении может быть обжаловано.
Статья 31. Особенности продажи имущества должника в ходе конкурсного производства
1. Конкурсный управляющий в течение двух месяцев с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника обязан приступить к реализации имущества должника в порядке, в сроки и на условиях, утвержденных собранием кредиторов или арбитражным судом в случаях, предусмотренных статьей 109 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Оценка всего имущества должника, а также общего имущества супругов (его части), включенного в конкурсную массу должника в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится конкурсным управляющим самостоятельно. Произведенная им оценка может быть оспорена кредиторами, должником, а также супругой или супругом должника в деле о банкротстве.
Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении оценки имущества должника (его части), а также общего имущества супругов (его части), которое включено в конкурсную массу должника в соответствии с настоящим Федеральным законом, с привлечением независимого оценщика с оплатой расходов на проведение оценки за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения.
3. Имущество (часть имущества) должника подлежит реализации на торгах в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов. Драгоценности и другое имущество, стоимость которого превышает сто тысяч рублей, а также недвижимое имущество вне зависимости от его стоимости подлежат продаже на открытых торгах в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
4. Продажа предмета залога в конкурсном производстве осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)».
Статья 32. Порядок удовлетворения требований кредиторов
1. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
2. Требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов,
о компенсации морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Расчеты с кредиторами производятся в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
3. При удовлетворении требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью, капитализация повременных платежей не производится.
4. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с особенностями, установленными настоящим пунктом.
Денежные средства, оставшиеся от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника, открываемый в соответствии со статьей 138 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в следующем порядке:
десять процентов от суммы, вырученной от реализации предмета залога, - для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника для погашения указанных требований;
оставшиеся после погашения требований кредиторов первой и второй очереди денежные средства – для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
В случае, если размер предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта требований кредиторов первой и второй очереди, а также судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражному управляющему и расходов по оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, меньше десяти процентов суммы, вырученной от реализации предмета залога, оставшаяся после удовлетворения указанных требований кредиторов и расходов сумма включается в конкурсную массу.
Денежные средства, предназначавшиеся для погашения требований кредиторов первой и второй очереди и оставшиеся на специальном банковском счете должника после полного погашения таких требований, направляются на погашение части обеспеченных залогом имущества должника требований конкурсных кредиторов, не погашенной из стоимости предмета залога в связи с удержанием части стоимости для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта.
5. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 33. Завершение конкурсного производства и освобождение должника от обязательств
1. После завершения расчетов с кредиторами должник, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (освобождение должника от обязательств), включая требования кредиторов, не заявленные при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника.
Освобождение должника от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи.
2. Освобождение должника от обязательств не допускается в
случае, если вступившим в законную силу судебным актом
должник привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве, а также если должник не предоставлял необходимую информацию или предоставлял недостоверную информацию арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве.
3. Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о компенсации морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, включая требования, не заявленные при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве должника в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
После завершения конкурсного производства на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом, арбитражным судом выдаются исполнительные листы.
Статья 34. Пересмотр определения о завершении конкурсного производства и возобновление производства по делу о банкротстве
1. В случае выявления фактов сокрытия должником имущества или незаконной передачи должником имущества третьим лицам конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, требования которых не были удовлетворены в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре определения о завершении конкурсного производства.
2. Определение о завершении конкурсного производства может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не были и не могли быть известны заявителю на момент вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.
Заявитель вправе подать заявление о пересмотре определения о завершении конкурсного производства по основанию, установленному настоящей статьей, в течение месяца с даты открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра данного определения.
3. Отмена определения о завершении конкурсного производства является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. О возобновлении производства по делу о
банкротстве арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
4. При возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится конкурсное производство. Кандидатура арбитражного управляющего представляется арбитражному суду в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», той саморегулируемой организацией, член которой осуществлял полномочия конкурсного управляющего до завершения конкурсного производства.
5. В случае отмены определения о завершении конкурсного производства опубликование сообщения о возобновлении производства по делу о банкротстве должника осуществляется арбитражным судом, принявшим решение о возобновлении процедуры, в порядке, предусмотренном Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)».
С даты отмены определения о завершении конкурсного производства требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, участвующих в деле о банкротстве должника до завершения конкурсного производства, восстанавливаются в реестре требований кредиторов в непогашенной части. Иные конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заявить свои требования в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
6. Состав и размер требований кредиторов и уполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делу о банкротстве.
Статья 35. Последствия признания должника банкротом
1. Должник не вправе в течение пяти лет с даты признания его банкротом принимать на себя обязательства по кредитным договорам и/или договорам займа без указания на свое банкротство.
2. После признания должника банкротом дело о банкротстве не может быть возбуждено по его заявлению в течение пяти лет.
В случае повторного признания должника банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве правило об освобождении должника от обязательств, предусмотренное пунктом 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, не применяется.
Неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
После завершения конкурсного производства на неудовлетворенные требования кредиторов арбитражным судом выдаются исполнительные листы.
3. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу государственная регистрация должника в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Копия решения арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом направляется в орган, зарегистрировавший должника в качестве индивидуального предпринимателя.
4. Должник не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до завершения конкурсного производства.
§ 5. Особенности заключения мирового соглашения в деле о банкротстве должника
Статья 36. Порядок заключения мирового соглашения
1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником.
2. В случае, если мировое соглашение заключается после даты вынесения решения арбитражного суда о признании должника банкротом, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом не подлежит исполнению.
3. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.
4. При заключении мирового соглашения в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
5. Мировое соглашение должно быть согласовано с конкурсным управляющим или финансовым управляющим (в случае если финансовый управляющий утвержден на период реструктуризации долгов).
Разногласия между конкурсным, финансовым управляющим, должником и кредиторами по вопросу согласования мирового соглашения рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
6. Положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.
Статья 37. Последствия утверждения мирового соглашения
1. В случае утверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе реструктуризации долгов прекращается исполнение плана реструктуризации долгов, а также прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.
2. С даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом:
прекращаются полномочия конкурсного управляющего, финансового управляющего;
должник является процессуальным правопреемником по отношению к искам, заявленным ранее конкурсным управляющим, финансовым управляющим;
должник или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.
Статья 38. Последствия отмены мирового соглашения
1. В случае возобновления производства по делу о банкротстве в связи с отменой определения об утверждении мирового соглашения в отношении должника вводится конкурсное производство.
2. В случае, если мировое соглашение было утверждено после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, после отмены определения об утверждении мирового соглашения арбитражный суд не вправе вводить реструктуризацию долгов.
3. Требования кредиторов могут быть предъявлены в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Глава 4. Заключительные и переходные положения
Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Статья 40. Применение настоящего Федерального закона арбитражными судами
Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей, возбужденных по заявлениям о признании должника банкротом, поданным после вступления его в силу.
Президент
Российской Федерации