Антимонопольная служба заставила банки указывать в рекламе полную стоимость кредитов. Теперь финансистам приходится идти на уловки, чтобы заманить клиентов себе в офис.
В конце 2010 года антимонопольная служба (ФАС) добилась принятия
поправок в Закон о рекламе, которые предполагают указание полной стоимости
кредита крупным шрифтом. В ФАС пошли на этот шаг, подсчитав, что в 90% случаев
заемщик узнает об эффективной ставке только в момент подписания договора. По
словам экспертов, действия антимонопольщиков привели к тому, что банки начали
размещать так называемую "безликую рекламу", отказываясь от указания конкретных
условий по кредитам.
"По сути, современное законодательство в сфере рекламы
привело к тому, что банковская реклама стала имиджевой, продвигающей бренд банка
и лишь отчасти его продукты, но без указания их конкурентных преимуществ,
подробностей различных акций", - говорит Елена Кожадей. Указывать ставку по
кредиту при существующих ограничениях ФАС очень непросто, иногда
все остальные важные условия занимают более 1/3 рекламного поля, сетует
начальник управления развития общественных связей департамента маркетинга и
общественных связей "ВТБ24" Снежана Сдвижкова.
"Эти поправки ФАС, на
мой взгляд, прозрачности в банковскую рекламу не внесли, - считает она. - От них
страдают в основном средние и мелкие банки, если говорить с позиции
рекламодателя, а не клиента. Ведь только крупные банки могут конкурировать
сервисными показателями и доверием к бренду".
Чтобы привлечь клиентов, банкам приходится быть более
гибкими при продвижении своих услуг. По словам советника управляющего
петербургским филиалом НРБ Аллы Трубниковой, если в рекламе законодательно не
разрешено указывать только часть связанных между собой условий, а все параметры
указать невозможно, то банки начинают использовать ассоциативный ряд.
"Очень многие россияне в последнее время склонны делать
выбор, основываясь на эмоциональных критериях", - делится наблюдениями директор
департамента маркетинговых коммуникаций Номос-банка Станислав
Бетин. На просьбу поделиться несколькими уловками, которые используются в
рекламе, банкиры привели несколько примеров.
Чаще всего создатели рекламы банковских продуктов играют с
размером шрифта: фокусируют внимание потенциальных клиентов на одной из наиболее
выгодных для маркетинга цифр, а дополнительные условия, которые влияют на
конечную сумму кредита, указывают мелким шрифтом. Так, несколько чисел,
написанных на одном плакате, с частым повторением нуля, запоминаются как "кредит
с нулевой процентной ставкой". Длинный набор чисел водители и пешеходы по
понятным причинам не замечают: в памяти остается только одна, ключевая цифра -
0%, признаются банкиры.
Крайне маловероятно, что надпись "кредит 0%" действительно
означает, что вам предлагается получить бесплатный кредит. Обычно речь в такой
рекламе идет, например, о том, что комиссии по оформлению кредита отменены. Еще
банки часто указывают переплаты по кредиту или сравнивают размер ежемесячных
выплат с покупкой какой-нибудь вещи (например, ежемесячная выплата по ипотеке
сравнивается со стоимостью холодильника). "Клиенты "ведутся" на заманчивую
рекламу, не читают ограничения по продукту, написанные мелким шрифтом, приходят
в отделения, - рассказывает директор по прямым продажам и маркетингу банка "Хоум Кредит" Денис Власов. -
А там уже с ними работают кредитные специалисты, задача которых - убедить уже
настроившегося на покупку клиента взять кредит, даже на менее выгодных условиях,
чем было заявлено в рекламе".
Справка: по данным Центробанка объем вкладов
населения в банках Петербурга в феврале по сравнению с тем же месяцем 2010 г.
вырос на 39%, до 757,6 млрд рублей. При этом доля рублевых вкладов выросла с 69
до 77%.